Исторические события, национальные традиции, вопросы веры и морально-нравственные ценности — вот что интересовало авторов этих книг. Влияние отдельной личности на судьбу целых государств. Человек, как отдельный представитель целой группы людей. Тесное переплетение судьбы страны и судьбы индивида. Нельзя отгородиться от жизни, можно только прожить ее с честью и достоинством.
«Испанская баллада», Л. Фейхтвангер
В основу романа легла подлинная история кастильского короля Альфонсо и еврейки Ракель, о которой позднее слагались стихи и песни. В романе подробно передан дух эпохи. Роман изобилует не только насыщенными бытовыми деталями, но и в нем переданы морально-нравственные аспекты общества той эпохи. Царившая в высшем свете куртуазия являлась основным регулятором взаимоотношений между рыцарями и прекрасными дамами. Куртуазия предписывала мужчинам уподобляться бесстрашным и доблестным воинам и проявлять галантность по отношению к дамам. Автор романа превосходно передает суть куртуазии, но в то же время он показывает и негативные ее стороны, ее поверхностность, ограниченность, граничащие с недальновидностью и откровенной глупостью. Это мир, в котором вырос и сформировался Альфонсо.
Ракель принадлежит другому миру. Она является представителем древнего народа, с молоком матери она впитала иные ценности, нежели король Кастилии. Ракель – дочь еврейского народа и история тягот и лишений целого народа составляет неотъемлемую часть романа.
Роман претендует называться историческим, но автор не ставил себе целью создать исторически достоверное произведение. Многие описанные события произошли до указанного времени и относятся к другой исторической эпохе. Но это нисколько не умаляет достоинства романа. Не смотря на заявленную историчность, роман поражает параллелями с современностью, которые возникают в процессе чтения.
«Умный дворник», А.П. Чехов
В рассказе с тонким юмором и иронией, на которые способен только гений А.П. Чехова, поднимается проблема народного образования. Показаны скрытые течения, подводные камни, иллюзии и недоработки этого социального явления. С одной стороны, важность образования никогда и никем не подвергалась сомнению. Образованные люди всегда ценились обществом и составляли его основу. Но с другой стороны, бессистемность, не умение подобрать подходящие время и место для пополнения своего багажа знаний, неразборчивость, могут привести к печальным последствиям. Как главного героя рассказа, дворника, который вместо того, чтобы добросовестно исполнять свои обязанности, уснул на рабочем месте во время чтения книги. Еще до своего такого неурочного сна, дворник рьяно выступал за необходимость образования и чтения, застигнутый врасплох, получив нагоняй за сон, он начал резко выступать против чтения, видя в нем корень своих бед. Поверхностность суждения приводит его к неверным выводам и, соответственно, к неверной реакции на ситуацию. Но выглядит это все довольно комично.
«Горькие шанежки», Б.А. Машук
Произведение относится к жанру военной прозы. Мир детства сталкивается с миром взрослых людей. Война не добралась до тех мест, где проживают герои произведения, но ее тлетворное дыхание ощущается буквально в каждом слове, в каждом жесте персонажей. Дети в таких условиях вынуждены рано взрослеть и становиться равными взрослым. В рассказе нет батальных сцен, нет кровопролития и описания ужасов войны, но подспудно это все улавливается читателем на протяжении всего произведения.
фото: pixabay.com