На днях специалисты хабаровского Центра стандартизации и метрологии провели внеплановую метрологическую поверку пункта весогабаритного контроля, установленного в районе нового моста в областном центре. Вчера вечером редакции «@» стали известны результаты исследования: «рамка» работает исправно, но на грани погрешности. Между тем, методика поверки оборудования вызывает большие вопросы, поскольку по факту система действительно работает некорректно, но, при проведении расчетов согласно методике, неисправность работы пункта весогабаритного контроля исчезает сама собой.
Напомним, ранее в Биробиджане разгорелся настоящий скандал: местные бизнесмены, занимающиеся грузоперевозками, получили целые кипы штрафов с пяти и шестизначными суммами якобы за нарушения правил эксплуатации тяжелой техники и правил перевозки крупнотоннажных грузов. Однако, штрафы выписываются безосновательно, уверены предприниматели. Так, кому-то пришел штраф в 15 млн рублей за абсолютной пустой трал, а кому-то – за негабариты, дескать, машина «потолстела» на 10 см на обратном пути. И это – далеко не единичные случаи, как утверждает руководство ООО «Безопасные дороги». Такие казусы встречаются повсеместно.
Именно поэтому и понадобилась повторная поверка исправности работы системы, корректности проводимых измерений. За ходом проведения испытаний наблюдали корр. «@».
Вначале специалисты провели замеры веса и габаритов трех автомобилей с разным количеством осей на площадке для взвешивания тяжеловесных транспортных средств на въезде в с. Валдгейм.
По методике на стационарные поверенные весы каждый автомобиль заезжает пять раз. Сначала одной осью, потом другой и т.д. Полученные данные берутся за основу при сверке показаний, полученных с «рамки». После этого будет видно, пригоден прибор весогабаритного контроля к эксплуатации или же нет. Если «рамка» работает неисправно, то выписывается извещение о непригодности, оборудование необходимо будет отремонтировать, — рассказал журналистам инженер по метрологии 1 категории, специалист хабаровского ЦСМ Владимир Котельников.
Он также отметил, что прибор весогабаритного контроля поверялся осенью, перед запуском оборудования.
Процедура длилась более двух часов. Затем эксперты направились в здание ООО «Безопасные дороги», где провели контрольные замеры с использованием «рамки». Здесь же собрались представители предпринимательского сообщества.
Те же самые три автомобиля сделали по новому мосту пять рейсов «туда-обратно». И уже первые замеры, полученные с помощью прибора весогабаритного контроля, показали, что «рамка» работает некорректно. Во-первых, КАМАЗ с перегрузом на одну ось, возвращаясь обратно, вдруг потяжелел более чем на тонну.
Отметим, что автомобиль внезапно «толстеет» на обратном пути в четырех из пяти рейсов. Отклонения значительны.
Во-вторых, система зафиксировала нарушение (перегруз) только в одном случае из пяти (выделено серым цветом на фотографии «К мосту»). Как такое может быть? Это же не колесо фортуны, право. Поэтому об исправности работы оборудования говорить нельзя.
Но, как объяснил предпринимателям Владимир Котельников, для проверки исправности работы «рамки» необходимо изучать не отдельно взятый показатель, а среднее значение за 10 поездок (5 рейсов «туда» и 5 рейсов «обратно») и сравнивать полученный показатель с эталонным измерением. Так, если среднее значение веса транспортного средства отличается более чем на 5% от эталона, то «рамка» признается непригодной к эксплуатации. В нашем случае среднее значение веса КАМАЗА, полученное со стационарных весов (эталон), составило 18 213 тонн, а среднее значение с «рамки» — 18 037 тонн. Отклонение менее 5%, следовательно, весогабаритный контроль работает исправно. Точно также сравниваются габариты автомобиля.
Бизнесмены, в свою очередь, привели эксперту десятки примеров в доказательство того, что «рамка» все-таки работает неисправно, рассказали о миллионных штрафах, пришедших им ни за что. Да и только что полученные с «рамки» данные ну никак не подтверждают исправность работы оборудования. Но специалист хабаровского ЦСМ лишь разводил руками.
По-человечески я вас понимаю, но поверка оборудования проводится строго по методике, утвержденной ФГУП «ВНИИМС». Раз там написано, что необходимо считать по среднему значению, значит так и надо делать. Проводить поверку по иному мы не можем, —сказал Владимир Котельников.
Но ведь мы получаем нешуточные штрафы за каждую поездку, а не в среднем, — возмутились предприниматели. – Почему в методике это не учитывается?
Специалист ответа на этот вопрос не знал и посоветовал обратиться в ФГУП «ВНИИМС» для получения разъяснений.
Вчера вечером мы созвонились с Владимиром Котельниковым с целью узнать результаты исследования.
Прибор весогабаритного контроля пригоден к эксплуатации, но на пределе погрешности. Будет выписано свидетельство о поверке, — рассказал эксперт.
Однако, предприниматели сдаваться не намерены, ведь по факту весогабаритный контроль работает некорректно, в чем убедились и корреспонденты «@». Борьба за выживание бизнеса в Биробиджане продолжается, следите за новостями.
Светлана Сергеева
фото: «@»