Скандальные отставки двух биробиджанских судей – председателя районного суда Александра Маняхина и мирового судьи Веры Исайкиной – стали достоянием гласности. Однако местная пресса по неведомым нам причинам обсуждать подробности этой истории не захотела. В результате громкие заголовки о скандале в суде диссонировали с реальным содержанием информационных сообщений, и простому читателю едва ли удалось понять, что же произошло в действительности. Команда интернет-проекта «@» предприняла попытку разобраться в причинах этих отставок. Предлагаем биробиджанцам ознакомиться с результатами нашего небольшого журналистского расследования.
Взаимосвязь персональных дел двух судей бросается в глаза. Мирового судью Левобережного участка Биробиджанского судебного района Веру Исайкину и председателя Биробиджанского районного суда Александра Маняхина первоначально хотели привлечь к дисциплинарной ответственности на заседании квалификационной коллегии судей ЕАО, 24 октября 2016 года.
Если верить повестке дня заседания, опубликованной на сайте коллегии, то персональные дела этих судей должны были рассматривались последовательно. Но в итоге было принято решение досрочно прекратить полномочия мирового судьи Веры Исайкиной. Председателю Биробиджанского районного суда Александру Маняхину на тот момент повезло больше: квалификационная коллегия отложила рассмотрение его дела и 1 ноября он ушел в «почётную» отставку, заявление на которую написал ещё 15 февраля.
28 ноября областная квалификационная коллегия судей собирается на очередное заседание, но на повестке дня снова стоит вопрос о привлечении бывшего председателя районного суда к дисциплинарной ответственности. На сей раз коллегия решает досрочно прекратить почетную отставку судьи Александра Маняхина.
Поясню: судья, пребывающий в отставке, сохраняет за собой прежний статус и принадлежность к судейскому сообществу, что позволяет ему пользоваться весьма значительными льготами. Если отставка судьи прекращается досрочно в связи с привлечением к дисциплинарной ответственности, то он, соответственно, теряет свой статус и социальные гарантии.
По сути, отставки Веры Исайкиной и Александра Маняхина – это бесславное их изгнание из судейского сообщества. Чем же оно обусловлено? Почему с перерывом в один месяц со скандалом лишаются своих мантий сразу двое судей? И как так получилось, что председатель Биробиджанского районного суда, двадцать пять лет отдавший судебной системе, уходит на пенсию фактически ни с чем?
Причины скандальных отставок судей следует искать в некоторых резонансных уголовных делах последнего времени. Такое мнение высказали сразу несколько наших собеседников в судебных и правоохранительных кругах города. При этом наши источники уточняют, что нелицеприятные факты о судьях Исайкиной и Маняхине, скорее всего, вскрылись случайно.
В поле зрения правоохранителей председатель Биробиджанского районного суда Александр Маняхин мог попасть при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) по уголовному делу Николая Русинова. Напомним, против адвоката Русинова минувшим летом было выдвинуто обвинение по части 3 статьи 294 УК РФ – воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного следствия, то есть вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия, совершенное лицом с использованием служебного положения.
В управлении Следственного комитета посчитали, что Русинов активно навязывал судье Биробиджанского района Сергею Косяку мнение о невиновности своего подзащитного – председателя Собрания депутатов Биробиджанского муниципального района Александра Филиппова. В свою очередь Филиппову за незаконную передачу муниципального жилья в бытность главой Птичнинского сельского поселения следователи вменяют в вину преступление, предусмотренное частью 2 статьи 286 УК РФ – превышение должностных полномочий.
О роли председателя районного суда Александра Маняхина в этой Санта-Барбаре можно судить по косвенным данным. Известно, что уголовное преследование адвоката Русинова изначально вызывало справедливые нарекания у адвокатского сообщества. Наши источники, знакомые с ситуацией, полагают, что это уголовное дело не содержит состава преступления, поскольку то, что квалифицируется следствием как «попытка давления» на федерального судью, было предпринято Николаем Русиновым еще до официального поступления дела Филиппова в суд. Следовательно, адвокат Русинов не мог препятствовать отправлению правосудия по делу Филиппова, поскольку это правосудие, как таковое, еще не начиналось.
Отсюда возникает резонный вопрос: откуда адвокат Николай Русинов узнал о том, что еще не поступившее из Следственного комитета дело Филиппова будет отписано судье Сергею Косяку? В поисках ответа на этот вопрос мы, так или иначе, выходим на уровень руководства районного суда. Судя по всему, между адвокатом Русиновым и бывшим председателем Биробиджанского районного суда Маняхиным по делу Филиппова были проведены, скажем так, «предварительные консультации», после чего заручившийся поддержкой свыше защитник, вероятно, отправился к судье, который еще не принял дело к производству.
А дальше, по-видимому, судья пожаловался на слишком ретивого адвоката куда следует, и закрутилась в местном храме правосудия «мыльная опера», где каждая последующая серия – интереснее предыдущей. Должно быть, выяснился не только покровитель адвоката в руководстве суда, но и все, что происходило в кабинете председателя. А происходящее там, говорят, удивило даже видавших виды сотрудников.
В этом смысле показательны взаимоотношения главы районного суда Маняхина с мировым судьей Исайкиной. Как утверждают источники, речь идет о принятии неправосудных решений и прямом давлении на правосудие. Каким способом это делалось – можно только догадываться. Судя по всему, бывшие коллеги, оставшиеся без мантий, сохранят эту личную тайну.
Владимир САХАРОВСКИЙ