Председатель общества фотоискусства ЕАО, ветеран областной фотожурналистики Ефим Вепринский продолжает знакомить читателей интернет-газеты «@» с историей Еврейской автономии. Сегодня фотолетопись области открывается снимком, свидетельствующим о межнациональном согласии между первостроителями Биробиджана. Напомним, свой творческий проект Ефим Вепринский приурочил к 80-летнему юбилею областного центра.
Во второй половине 20-х годов Советской власти было необходимо решить две важнейшие задачи. Первая была связана с бедственным положением большей части еврейского населения из бывшей «черты оседлости». Советская власть положила конец имевшимся до революции погромам. Однако по мере сворачивания НЭПа и взятия курса на индустриализацию СССР подрывалась экономическая основа большей части еврейства, ранее занимавшегося торговлей и кустарным ремеслом.Председатель ЦИК СССР, «всесоюзный староста» М.И. Калинин отмечал, что обследования, проведённые на Украине, в Белоруссии и западных губерниях РСФСР, подтвердили факт нищеты широких кругов еврейского населения, 30-40% которого не имели никого рода занятий.
В те годы местечковые евреи, спасаясь от бедности, стали устраиваться на свободных землях в степных районах Украины. С целью планомерной организации переселенческого движения в августе 1924 года был образован Комитет по земельному устройству трудящихся евреев (Комзет). Он существовал при Совете Национальностей, его председателем стал ветеран большевистской партии П.Г. Смидович. В его задачу входило «выделение свободных земель для евреев, желающих заниматься аграрным трудом, переселение и размещение их на отведённых местах, обеспечение их хозяйственного развития»
В эти же годы началось организованное переселение крестьян из европейской части страны на Дальний Восток. Неизвестно кому из руководства страны в голову пришла идея совместить решение двух важнейших государственных задач – улучшение демографической ситуации на малозаселённых окраинах Дальнего Востока и землеустройство евреев.
С 1927 года правительство серьёзно заинтересовалось «дальневосточным» вариантом еврейского переселения. В этом году определился и район будущего переселения — Биробиджанский. Ещё в 1925 году был обследован экспедицией Дальневосточного земельного управления и признан пригодным для заселения «Бирско-Тунгусский район». Эта территория была включена в 10-летний план колонизации ДВК «в количестве 790 тыс. десятин, рассчитанных на 139 тыс. душ».
Летом 1927 года район посетила экспедиция в составе учёных-аграрников, а также представителей Озета и Комзета. Возглавил экспедицию старший агроном Комзета Борис Львович Брук. По возвращении в Москву им был сделан доклад на заседании Центрального правления Озета, в котором в целом положительно оценивались перспективы сельскохозяйственного и промышленного освоения территории .
В результате Озетом была принято постановление о целесообразности организации еврейского переселения на Амур, направленное в Комзет. Там оно встретило поддержку председателя П.Г. Смидовича.
Эта идея была одобрена и председателем ВЦИК М.И. Калининым, и 28 марта 1928 года Президиум ЦИК СССР принял постановление о выделении Биробиджанского района для сплошного заселения трудящимися евреями в примерно следующих границах: по реке Амуру, западнее г. Хабаровска, до устья реки Хинган и по реке Хинган по железнодорожной линии.
Административным центром района стала станция Тихонькая, в которой по переписи 1926 года проживал 831 человек. В 1931 году станция Тихонькая была переименована в рабочий посёлок Биробиджан.
Территория была малообжитой и исключала возможность недовольства со стороны местного населения.
В мае 1928 года на станцию тихонькая прибыли первые группы новых переселенцев – евреев из западных регионов Советского Союза. И уже первые переселенцы, прибывшие на станцию, почувствовали, что эта земля ждала их. Приветливо встречали новосёлов и те, кто уже здесь освоился.
Вскоре здесь возникли десятки новых сёл и посёлков, были образованы колхозы и совхозы, МТС, первые промышленные предприятия и артели.
Ефим ВЕПРИНСКИЙ
Председатель Общества фотоискусства ЕАО