Эта подборка книг придется по вкусу тем, кто любит пощекотать себе нервы. Ожившие ночные кошмары, духовное вырождение человечества, морально-этические проблемы победившего научно-технического прогресса. Разные способы отражения реальности и разные прогнозы развития цивилизации.
«451 градус по Фаренгейту», Р. Брэдбери
«451 градус по Фаренгейту» — научно-фантастический роман-антиутопия. Автор в своем романе создает портрет общества будущего. Люди всегда хотели просто быть счастливыми. В стремлении сделать всех поголовно счастливыми во что бы то ни стало и не взирая ни на что, людей постепенно лишали доступа к раздражителям, способным ввергнуть человека в депрессию, навести на не нужные размышления, лишить душевного покоя, показать обратную, менее радостную, сторону жизни. Наибольшим раздражителем, причинявшим людям беспокойство, заставлявшим людей производить определенные мыслительные операции, явились книги. Вначале, чтобы снизить влияние художественных произведений на людей, всех убеждали, что достаточно прочесть только краткое содержание, затем краткое содержание подверглось сокращению, а затем и этот сокращенный текст подвергся еще большему сокращению. В результате от книги практически ничего не оставалось.
451 градус по Фаренгейту – температура, при которой горит бумага. Чтобы лишить людей доступа к книгам, их просто начали сжигать, а тех, кто читает книги, объявляли сумасшедшими и отправляли на принудительное лечение в психбольницы. В итоге образовалось общество, состоящее из эгоистов и потребителей. Люди перестали быть способны на любовь, сострадание. Счастье стало поверхностным и механическим. Возросло число убийств и самоубийств. Обесценилась жизнь любого живого существа. И люди так и не стали по-настоящему счастливыми. Иллюзия счастья беспрестанно разбивается от малейшего столкновения с действительностью. Внутренняя пустота приводит к бессоннице по ночам и рано или поздно приводит к смерти от передозировки снотворного. Игнорирование происходящего приводит к тому, что война, идущая сначала где-то далеко, через какое-то время буквально приходит в их дома и город погибает во время бомбардировки. Идеальное общество оказывается пустым блестящим фантиком от конфеты и легко, без сопротивления сгорает в огне.
Правда, когда читаешь книгу, обескураживает незнание переводчиком разницы между словами «пожарный» и «пожарник». Чехарда этих слов в тексте по отношению к главному герою беспрестанно цепляет сознание и сбивает восприятие. Слова выскакивают из текста, словно кочки, вынуждая спотыкаться о них в процессе чтения.
«Семья вурдалака», А.К. Толстой
Произведение называется полностью «Семья вурдалака. Неизданный отрывок из записок неизвестного». Это готическая новелла, жемчужина литературы ужасов. В основу новеллы легли сербские народные легенды и предания. Народная вера в потустороннее, в возможность жизни после смерти, отличную от библейских канонов, в крепкие кровные узы, которые остаются нерушимы и во зле, а не только в добре. Семья остается семьей в любых обстоятельствах, и она первая же подвергается нападению со стороны кровного родственника, восставшего из могилы.
В новелле дается определение слова «вурдалак». Дается краткое описание и характеристика этого необычного, ужасающего и одновременно притягательного явления, нового не только в русской, но и в мировой литературе. Вурдалаки предстают как иная форма жизни, более сильная, чем человек. В то же время, они сравниваются с болезнью, которая была наслана на людей в качестве проклятия. Здесь уже чувствуется попытка создания особой философии, особого мира, в котором ночные кошмары оживают и обретают плоть. Новелла «Семья вурдалака» не оставит равнодушным никого из поклонников книг о вампирах.
«Ненастоящему», О. Ларионова
Произведение относится к жанру научной фантастики. Еще одна модель общества будущего, созданная фантазией автора. Интригует место действия описываемых событий – Земля Королевы Мод. Именно там в свое время представители третьего рейха создали или пытались создать (архивы полностью еще не рассекречены, поэтому что-либо сказать определенное пока затруднительно) нашумевшую базу Новая Швабия. И вот в рассказе автор создает свою «Новую Швабию», — центр по спасению человеческих жизней после тяжелых катастроф. Наука продвинулась значительно вперед. Люди покорили Марс и научились создавать для каждого своего индивидуального донора, который используется для пересадки поврежденных органов. Люди даже научились снимать психоматрицу с головного мозга, а потом восстанавливать по ней память и личность человека. Единственное, чего пока не научились ученые умы делать, это совмещать психоматрицу человека с его донором, чтобы наконец-то решить, или хотя бы приблизиться к решению проблемы вечной жизни. Доноры с внедренной извне личностью никак не хотели приходить в сознание и погибали. И вот это, наконец-то, удалось. Донор ожил. Но не таким виделся результат эксперимента. Девушка-практикантка, которой удалось создать нового человека, заложила в сознание донора любовь к себе. Казалось бы, каждый имеет право на личное счастье. Создала она себе свое счастье собственными руками, показала путь к счастью всем несчастным и одиноким, но тут встает морально-нравственный вопрос. Когда в катастрофе пострадали и человек, и донор, врачи не смогли определить кто из них кто и решили доверить решить этот вопрос той, кто сможет их различить. Но влюбленная выбрала любимого, и в итоге человек погиб, а донор был спасен. Торжество любви не вызвало отклика в душах окружающих. И невольно задумываешься, готово ли человечество к такому своему будущему? Не уничтожим ли мы сами себя, оставив после себя цивилизацию доноров? Имеет ли право человек решать кому жить, а кому умирать?