«Наш дом рушится на глазах, стены отваливаются кусками, дети вынуждены перед сном отряхивать постельное белье от штукатурки, все падает на голову». Нет, это не фраза из сценария к фильму ужасов. Это будни многодетной семьи из ЕАО.
Александра Ященко вместе с тремя маленькими сыновьями живет в деревянном доме в селе Дубовое Биробиджанского района области. Жилье женщина приобрела под материнский капитал: хоть дом и 1970 года постройки, но добротный, стены ровные, подпол сухой, теплый. Как говорится, жить можно. Но все изменилось летом 2019 года, когда на ЕАО обрушился сильнейший паводок. От стихии пострадали свыше 10 тысяч жителей региона и 686 жилых помещений, из которых 333 дома признали полностью непригодными для проживания. Не удалось избежать этой напасти и семье Ященко. После наводнения проживать в доме стало небезопасно для жизни и здоровья. Однако, в предоставлении нового жилья Александре отказали.
В доме затопило подпол, все отсырело, крыша тоже пострадала. Начали трескаться стены, — рассказывает Александра. — Я вызвала комиссию, 14 ноября они обследовали помещение и составили акт и заключение о том, что помещение не пригодно для проживания. Но, когда я пришла в МФЦ для подачи документов на выдачу жилищного сертификата, мне вручили решение об отказе во включении в список семей, жилые помещения которых утрачены в результате паводка. Сказали, что мой дом не топило, он просто старый. Сейчас дом в кошмарном состоянии, боязно даже входную дверь закрывать, потому что от стены отваливаются куски. Дети вынуждены каждый вечер перед сном отряхивать постельное белье от штукатурки. Дом рушится на глазах.
Многодетная мама уверена: ей отказали в получении жилищного сертификата неправомерно. Как это дом от наводнения не пострадал? Даже в акте обследования указано, что в подвальном помещении стояла вода, о чем свидетельствуют сырые стены и грунт. Почему это не берется во внимание, недоумевает женщина.
Александра уже обратилась в прокуратуру. По ее словам, сотрудники надзорного ведомства тоже не понимают, почему женщине отказали в получении жилищного сертификата. Пообещали разобраться.
Кстати, не только многодетная семья из села Дубовое осталась один на один с последствиями паводка. В помощи отказали и пенсионерам из поселка Николаевка. Люди вынуждены жить в домах с разрушенным фундаментом и в стенах, покрытых плесенью и грибами. Однако жилье им придется восстанавливать за собственный счет: власти считают, что их дома в зону подтопления не попали. Сюжет об этом вышел на телеканале «ОТР».
Помнится, еще осенью Президент России Владимир Путин на совещании с губернаторами затопленных регионов сказал, что людей нельзя оставлять наедине с их проблемами. «Каждый, кто пострадал от наводнения, должен получить поддержку», — отмечал глава государства. Но, по всей видимости, в ЕАО Президента Путина слушали вполуха: работа по ликвидации последствий паводка не всегда велась адекватно проблемам, с которыми сталкивались граждане. Теперь же остается ждать реакции контрольно-надзорных органов.
Светлана Сергеева
фото: из личного архива Александры Ященко