Отдельные чиновники Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, на наш взгляд, явно не заинтересованы в улучшении жизни дальневосточников. Просим считать данную публикацию обращением к президенту России Владимиру Владимировичу Путину.
Дальний Восток — единственный федеральный округ в России, чьи вопросы развития курирует целое министерство. Вот уже на протяжении почти 9 лет Минвостокразвития помогает реализовывать государственные и федеральные целевые программы в ДФО, управляет федеральным имуществом, занимается созданием и развитием территорий опережающего социально-экономического развития, работает над известным проектом «дальневосточный гектар». Мы искренне верим, что трудятся в Минвостокразвития исключительно люди, обладающие огромным желанием и не менее огромным рвением сделать жизнь дальневосточников лучше, качественнее, счастливее. Однако на днях в распоряжении интернет-газеты «Время Биробиджан@» оказалось письмо, подписанное первым заместителем министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, которое не только возмутило сотрудников редакции, но и даже повергло нас в шок.
Вначале напомним, что в феврале этого года Генеральная прокуратура РФ поручила проверить обоснованность тарифов ЖКХ в регионах. Также на проблему неоправданного роста тарифов и несоблюдение стандартов качества обслуживания обратил внимание президент России Владимир Путин на заседании коллегии Генпрокуратуры 17 марта. Глава государства подчеркнул, что в решении этих проблем рассчитывает на принципиальную, основанную на строгом соблюдении закона позицию прокуроров. В рамках проверки исполнения Федеральной антимонопольной службой законодательства о тарифном регулировании, а также регулирующего вопросы технологического присоединения к инженерным сетям, Генпрокуратура 22 марта направила в Минвостокразвития письмо (имеется в редакции) с просьбой прислать материалы и информацию об имеющихся проблемных вопросах в области тарифного регулирования и предложения по их решению.
А теперь – внимание! В ответе от 25 марта первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гусейнов Гаджимагомед Гаджибуттаевич указывает следующее: «Минвостокразвития России в рамках своих компетенций сообщает об отсутствии проблемных вопросов в области тарифного регулирования в сферах энерго — (в том числе электро-, тепло-, газо-) и водоснабжения, водоотведения, а также вопросам технологического присоединения к инженерным сетям».
Извините, что?! Мы не ослышались? То есть на огромнейшей территории Дальнего Востока, включающей в себя 11 регионов, нет ни одной, даже самой малюсенькой проблемы в обозначенной Генпрокуратурой сфере? Но этого просто не может быть! Взять, к примеру, Еврейскую автономную область. Высокие тарифы ЖКХ при низких доходах граждан — это вообще самая острая проблема для местного населения и одна из первопричин для побега из региона.
А вопросы технологического присоединения? Для областной столицы — города Биробиджана — это очень и очень актуально. Уже который год говорится о том, что мощностей Биробиджанской ТЭЦ не хватает для перспективной застройки и развития города. Более того, нам достоверно известно, что этот вопрос поднимался и на совещании, которое провел полпред президента в ДФО Юрий Трутнев в рамках рабочей поездки в ЕАО 18 марта 2021 года. Мэр Биробиджана Александр Головатый рассказал, что в городе планируется строить детский сад на 240 мест, однако вот уже на протяжении 6 месяцев не удается получить технические условия на подключение в связи с отсутствием технологической возможности. Градоначальник также подчеркнул, что тепловые и канализационные сети, водопроводы не имеют пропускной способности для обеспечения дополнительных нагрузок.
Об аналогичной проблеме говорят и местные застройщики. В 2019-2020 гг. темпы строительства в ЕАО упали до нуля по ряду причин, одна из которых — либо отсутствие технической возможности подключения, либо его существенная дороговизна.
Три года я пытался получить разрешение на строительство многоквартирного дома по улице Миллера в Биробиджане, — рассказывает местный застройщик, депутат городской Думы Биробиджана Иван Проходцев. – Вы только вдумайтесь, три года! Но мне отказали из-за отсутствия технической возможности. В этом году я вновь запланировал начать строительство здания, но уже в районе улицы Осенней, в непосредственной близости от Биробиджанской ТЭЦ. Ну, думаю, уж в этот раз проблем не должно возникнуть. Однако опять получил отказ и все по той же причине. Как сообщает в письме директор ТЭЦ Николай Лысенко, в настоящее время отсутствует резерв пропускной способности магистральных тепловых сетей в соответствующей точке подключения.
Какой тогда смысл говорить о развитии Биробиджана и Еврейской автономной области, если из-за проблем с техприсоединением невозможно начать строительство не только многоквартирного дома, но и даже детского сада? Президент России Владимир Путин уделяет пристальное внимание Дальнему Востоку, в федеральный округ направляют миллиарды денежных средств на социально-экономическое развитие. По указу главы государства в ЕАО реализуется программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Сейчас квартиры приобретаются на вторичном рынке, но рано или поздно свободные помещения закончатся. Поэтому перед властями стоит задача приобретать жилье на первичном рынке. Но как это сделать, если строителям не согласовывают условия по техническому присоединению? Кроме того, в ближайшие годы в области планируется возведение ряда объектов социальной инфраструктуры. Появятся ли они у нас при таком подходе? Лично я уже начинаю сомневаться.
В помощь Дальнему Востоку создано целое министерство. А что в итоге? Вместо того, чтобы трубить о проблемах с техприсоединением и всеми силами пытаться их сообща решить, первый заместитель главы Минвостокразвития заявляет Генпрокуратуре, что проблемные вопросы вовсе отсутствуют. Вот как это понимать? Люди продолжают бежать с Дальнего Востока, я специально посмотрел статистику: в 2020 году, по предварительным данным, за счет миграции население ДФО сократилось на 19925 человек. На уровне президента, правительства, дальневосточного полпредства пытаются остановить отток населения, вливают немыслимые деньги. А отдельные сотрудники Минвостокразвития пишут такие письма. Я считаю, что это можно расценивать как саботаж указов президента, как саботаж реализации нацпроектов.
Кстати, вопрос технологического подключения к инженерным сетям зданий остается проблематичным и для соседа ЕАО, пишут наши коллеги из ИА «Хабаровский край сегодня». Хабаровск, по данным застройщиков, находится в числе лидеров в списке городов с самым дорогим подключением. Для сравнения: цена за 1 Гкал технологического присоединения к сетям теплоснабжения в Уфе составляет около 8 млн рублей, в Твери – 5,2 млн рублей, в Набережных Челнах – 4,8 млн рублей, а в Хабаровске – около 26 млн рублей.
Заметьте, и это мы еще не вникали в проблемы других дальневосточных регионов! Ну а Гусейнов Гаджимагомед Гаджибуттаевич, судя по письму за его подписью, никаких затруднений в ДФО не наблюдает. Так неужели Дальний Восток опережающими темпами выполнил общероссийскую задачу и теперь здесь отсутствуют тарифные и инфраструктурные препятствия для развития всех отраслей? Тогда зачем нужны территории опережающего развития, свободный порт Владивосток? При этом в Минвостокразвития есть департамент развития инфраструктуры Дальнего Востока и Арктики, состоящий из шести отделов, в том числе отдела развития ЖКХ и мероприятий по защите населения, отдела энергетической инфраструктуры. Чем же они занимаются? Непонятно.
Стоит отметить, что Гаджимагомед Гусейнов – новый человек в Минвостокразвития. Он был назначен первым заместителем министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики в январе 2021 года. Курирует действующие преференциальные режимы, вопросы строительства, земельно-имущественных отношений и бюджетные инвестиции. До этого Гусейнов Г.Г. трудился на различных должностях в департаменте бюджетной политики в отраслях экономики Минфина РФ, в 2018-2021 гг. являлся врио заместителя председателя правительства Республики Дагестан, первым заместителем председателя правительства Республики Дагестан.
Однако за два месяца в новой должности уже можно было в целом обрисовать ситуацию по Дальнему Востоку, обозначить для себя главные проблемы, да даже приехать в ту же Еврейскую автономию и собственными глазами оценить фронт работы. Тогда бы ответ Генпрокуратуре наверняка зазвучал по-другому. Ведь сложно представить, чтобы об отсутствии проблем заявил, скажем, премьер-министр РФ Михаил Мишустин, который в сложный коронавирусный год нашел время и посетил несколько дальневосточных регионов. Не говоря уже о дальневосточном полпреде: Юрий Трутнев стабильно несколько раз в год посещает регионы, проводит совещания на насущные вопросы, встречается с людьми.
Мы искренне верим, что трудятся в Минвостокразвития исключительно люди, обладающие огромным желанием и не менее огромным рвением сделать жизнь дальневосточников лучше, качественнее, счастливее. Ну а тем, кто не хочет решать проблемы, или, что еще хуже, вовсе их не замечает, в Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики делать нечего.
Надеемся, что президент Владимир Путин не оставит эту публикацию без внимания и наведет порядок в Минвостокразвития.
Ирина Смолякова
фото: соцсети