О биробиджанских помойках можно слагать легенды. Такого, извините за грубость, срача, который мы наблюдаем нынешней весной, Биробиджан ещё не видывал. Тает снег, и на окраинах города, где много неблагоустроенного жилфонда, обнажаются горы рукотворных «подснежников». Впрочем, пока на дворе минусовая температура, санитарная обстановка будет плохой, но стабильной. Но как только лучи весеннего солнца растопят замёрзшие нечистоты, Биробиджан не только зацветёт, но и запахнет дивным ароматом.
Эстетика отвратительного
По многочисленным просьбам жильцов биробиджанских деревяшек, корреспонденты интернет-проекта «@» объехали окраины города и засняли помойки вблизи неблагоустроенного жилфонда. Надо признаться, что мы получили незабываемые впечатления от увиденного. Некоторые фотопейзажи и выразительные видеозаписи мы хотим продемонстрировать читателям сайта.
Эта гигантская помойка образовалась на Рыбсбыте. На видеозаписи видно, что мусор выбрасывается прямо на теплотрассу, туда же сливаются нечистоты. В случае аварии на теплосетях коммунальные службы будут вынуждены разгребать помойку, чтобы подобраться к трубам. Обратите внимание на туалет. Этот памятник деревянного зодчества поражает своей максимальной открытостью и прозрачностью. Сквозь сортир можно снимать находящиеся поблизости деревянные двухэтажки. Получаются уникальные фотокадры.
На улице Косникова после таяния снега обнажилась целая гора мусора. Выгребная яма, судя по всему, не чистилась несколько месяцев. Помойку облюбовали бездомные собачки, которые выискивают здесь себе еду и разносят мусор по округе.
Где-то в глубине микрорайона Биробиджан-2 мы обнаружили утопающий в грязи туалет типа сортир с буквенными обозначениями «Мэ» и «Жо» и странной надписью «10 руб.». Возможно, это цена разового посещения отхожего места. Правда, непонятно, куда платить – кассы поблизости нет…
Такими панорамными видами жителей второго Биробиджана не удивишь. Горы мусора здесь стали постоянным явлением.
Конечным пунктом нашего путешествия по микрорайону Биробиджан-2 стала улица Юбилейная. Благоустроенный жилфонд соседствует там с деревянными бараками. На линии соприкосновения пейзажи получаются более контрастными.
Двойные стандарты жилищных контролёров
Большинство неблагоустроенного жилфонда в Биробиджане обслуживает управляющая компания «Монарх», которую возглавляет Леонид Смышляев. Отвратительная работа «управляйки», по вине которой целые районы города утопают в нечистотах и мусоре, давно уже должна была заинтересовать контролирующие и надзорные органы. Но им, увы, нет дела до этой проблемы. Спит крепким сном городская прокуратура, дремлет управление Роспотребнадзора. Во снах не зрят они помоек, не вдыхают полной грудью воздух биробиджанских окраин.
Бездействуют, на мой взгляд, не только федеральные надзорные структуры, но и ведомства, осуществляющие жилищный контроль на муниципальном и областном уровнях – это отдел муниципального жилищного контроля (МЖК) мэрии города Биробиджана, возглавляемый Ириной Антоненко, и государственная жилищная инспекция (ГЖИ) ЕАО под руководством Елены Попович.
Отмечу, что руководители местных контролирующих органов проявляют странный интерес к другой управляющей компании «ДомСтройСервис». Когда это предприятие занималось управлением неблагоустроенного жилфонда и по нескольку раз в месяц чистило выгребные ямы вопреки задержкам муниципальных дотаций, ГЖИ и МЖК засыпали его десятками предписаний и административных протоколов. Причём зачастую необоснованных и отмененных судами. Целые тома служебной переписки и судебных материалов продемонстрировал мне генеральный директор УК «ДомСтройСервис» Анатолий Шатуло.
Не выдержав этой коммунальной войны с ГЖИ и МЖК и не получая дотации на уборку, компания «ДомСтройСервис» вынуждена была отказаться от обслуживания убыточного жилфонда. На её место заступило ООО «Монарх», к которому наши жилищные контролёры странным образом относятся намного снисходительнее.
Чтобы не быть голословным приведу отрывки из двух телефонных разговоров с руководителями органов жилищного контроля города Биробиджана и ЕАО.
Ирина Антоненко: – Во-первых, муниципальный жилищный контроль работает по 294-му федеральному закону на основании обращения граждан. Если поступают такие обращения, мы делаем распоряжения на проверку, проводим проверку, если факт подтверждается, даём предписание управляющей компании и потом контролируем исполнение этого предписания. Разумеется, составляем протокол об административном правонарушении… Если есть обращение в письменном виде или на «Горячую линию», мы обязательно выезжаем.
Я: – А сколько штрафных санкций применил муниципальный жилищный контроль к управляющей компании «Монарх» за последнее время?
И. Антоненко: – Таких обращений, по которым мы приехали и действительно бы подтвердился факт, не было. У нас, по моему, предписание было только по ул. Школьной. По выгребным ямам у нас не было ни одного предписания…
Я: – То есть управляющая компания «Монарх» не получила ни одного штрафа за этот бардак?
И. Антоненко: – Нет. Ещё нужно обратиться в государственную жилищную инспекцию, потому что мы проверяем параллельно.
Набираю номер телефона руководителя ГЖИ Елены Попович. Спрашиваю, сколько предписаний выдала инспекция ООО «Монарх».
Елена Попович: – Дело в том, что здесь в данном случае действует муниципальный жилищный контроль, не государственный. Это – разграничение полномочий. Там муниципальный жилищный фонд, в связи с чем у них создана муниципальная жилищная инспекция, у них есть инспектора, которые осуществляют точно такие же полномочия, как жилищная инспекция. Это не наше направление.
Я: – А вы вообще не контролируете ситуацию?
Е. Попович: – Мы их не контролируем, потому что в силу закона, если в жилом доме имеются муниципальные квартиры, это – муниципальный жилищный контроль. Не могут два органа одни и те же требования проверять по закону…
Я: – А вот руководитель управляющей компании «ДомСтройСервис» Анатолий Шатуло говорит, что когда они управляли этим жилфондом, на них обрушивались постоянные штрафные санкции и предписания, они из судов не вылезали…
Е. Попович: – С органами муниципального контроля.
Я: – А жилищная инспекция не вмешивалась?
Е. Попович: – По этим домам – нет. Знаете, когда мы в этой ситуации участвуем? Вот, например, орган муниципального жилищного контроля составляет протокол за выполнение обязательных требований. Вот этот протокол рассматривается государственной жилищной инспекцией. То есть они направляют материалы возбуждённого дела, протокол и именно орган жилищного надзора субъекта рассматривает вопрос о привлечении к ответственности. Здесь начинаются наши полномочия, но в самом низу мы проверку провести не можем.
Прерву ненадолго диктофонную запись. Вот документ, свидетельствующий, как мне кажется, об обратном – предписание ГЖИ ЕАО № 106АВН/16 от 18.08.2016 года, выданное УК «ДомСтройСервис» по результатам внепланового мероприятия по государственному контролю в муниципальном доме по адресу: пер. Аремовский, 61. Предписание выдал начальник отдела контроля за жилищным фондом государственной жилищной инспекции ЕАО А.В. Неешпапа. Непонятно только, на каком основании, ведь два органа не могут контролировать муниципальный жилфонд. Или если очень хочется, то можно? Включаем диктофон.
Я: – А не связано ли отсутствие предписаний к ООО «Монарх» с тем, что руководитель этой управляющей компании Леонид Смышляев ранее работал в ГЖИ?
Е. Попович: – Ну и что? Никакого отношения это к делу не имеет… Никакой коррупции здесь нет. Тем более он работал простым инспектором. И если говорить о том, кто работал с ним, то кроме меня с ним больше никто не работал.
Такого ответа от руководителя государственной жилищной инспекции мне было вполне достаточно. Я не собираюсь никого бездоказательно обвинять в коррупции, но не могу не отметить странную позицию органов жилищного контроля, которые закрывают глаза на бардак, устроенный одной управляющей компанией, в то время, как другую они готовы были заваливать ворохом незаконных предписаний по любым, даже самым незначительным случаям. Именно такие двойные стандарты жилищных контролёров, на мой взгляд, являются одной из причин того безобразного отношения к свои непосредственным обязанностям, которое демонстрирует УК «Монарх» под руководством господина Смышляева. Пока у чиновников от ЖКХ будут свои фавориты, жильцы неблагоустроенного жилфонда будут страдать от брошенных помоек.
Царь горы
Бездеятельность компании «Монарх» не может не возмущать. Но по большому счёту, в нашем городе есть только один монарх, который, подобно английской королеве, царствует, но не правит. И удивляться тому, что под руководством этой августейшей монаршей особы в городе зацвели и запахли помойки, право, не следует. Кстати, на одной из мусорных гор в микрорайоне Биробиджан-2 вполне можно установить царский трон. Сидящий на нём, вместо шапки Мономаха, наденет мотоциклетный шлем, а вместо скипетра и державы возьмёт в руки колесо от мопеда. Под престолом будут бегать собачки и крысы, а самому великому государю будут докучать мухи. Но это не беда: надоедливых животных и насекомых вместе с неприятными запахами отмахнут опахалом придворные слуги. И всё будет как в сказке.
Владимир САХАРОВСКИЙ