Вчера в областном музее современного искусства открывалась юбилейная фотовыставка Ефима Вепринского – одного из самых признанных мэтров фотоискусства на Дальнем Востоке. Поводов для экспозиции как минимум два. В 2017 году исполнилось 80 лет нашему общему дому – городу Биробиджану и ровно полвека минуло с того момента, когда совсем юный Фима Вепринский впервые переступил порог фотостудии дворца пионеров. С тех пор и началось становление фотохудожника, на перечисление сегодняшних регалий и творческих наград которого уйдёт не одна страница печатного текста.
Открытие экспозиции, охватившей фотографии полувекового периода, стало без всякого преувеличения поистине значимым событием культурной жизни Еврейской автономной области. О статусе мероприятия говорит хотя бы тот факт, что выставку посетили практически все высшие руководители правительства и Законодательного Собрания области, мэрии и городской Думы Биробиджана.
Отдавая должное интересу высокопоставленных начальников к подлинному фотоискусству, мы бы не хотели цитировать их речи, произнесенные в ходе мероприятия. И не потому, что мы относимся непочтительно к руководителям области и города. Дело в том, что выступления, соответствующие подобным случаям, всегда торжественно однообразны. Куда важнее было выслушать коллег Ефима Борисовича по цеху. Вот некоторые из авторитетных суждении о фотохудожнике и его творчестве.
Станислав Зверев, председатель Амурского фотографического общества:
— Художник живёт всегда в своих творениях. Нас не будет, детей не будет, а фотографии останутся. Они останутся в архиве, они останутся у кого-то в частных коллекциях, не важно где, но они будут жить. И до тех пор, пока жива фотография, будет жить и автор, художник. Фима – человек действительно компетентный, я поездил с ним по многим странам, где считаются с его мнением. Поэтому от всей души желаю ему творческого долголетия.
Мы дружим с ним уже очень давно. Одно дело говорить про мастера, а другое – про человека. То, что он выдаёт на гора – это результат, а за камерой какие чувства и переживания? Никто не знает, как он мечется, волнуется, переживает. Человек очень ответственный. При всей его мягкости он очень целеустремленный человек. Благодаря своей энергии он находит время пообщаться с нами по всему дальневосточному округу. Мы приезжаем, собираемся, обсуждаем, спорим до хрипоты. Скоро мы будем проводить свой фотоконкурс. И мы обязательно пригласим Ефима быть членом жюри.
Поверьте на слово: то, что сделал Фима для своего города и для своей области, мы поймём со временем. Личность проявляется во времени. Поэтому я поздравляю Ефима Борисовича. Выставка шикарная, она охватывает огромный период. Я понимаю, какой это титанический труд, сколько на это затрачено нервов, переживаний. Он даже сейчас переживает, потому что наверняка увидел то, что не доглядел. Это творческая натура.
Борис Косвинцев, директор Музея современного искусства ЕАО:
— У нас в области всё держится на энтузиазме. Ефим Борисович удержал интерес к фотографии на длительный срок. Он стучался в разные двери, устраивал выставки за свои деньги. Он из тех людей, которых называют энтузиастами. Он много сделал для пропаганды этого вида искусства. Выставка – это некий итог его работы. У него ещё есть много работ, достойных экспонирования. Если бы, конечно, я отбирал фотографии для выставки, то отобрал немножко другое. Но он, учитывая, что в этом году юбилей города, больше выставил фотографии информативные. А вот чисто художественные фотографии он, из-за недостатка экспозиционных площадей, не выставил. Но тем не менее, они существуют, они украшают его творчество, и я ему желаю только успехов.
Сегодня едва ли можно наглядно представить историю города Биробиджана и Еврейской автономной области без фотографий Ефима Борисовича Вепринского. И то, что готовя выставку, посвященную 50-летию своего творчества, он отобрал в первую очередь фотографии, которые повествуют о прошлом родного города, выдаёт в фотохудожнике не только энтузиаста и подвижника, но и патриота.
И последнее: Ефим Борисович любит говорить владельцам суперсовременной фотографической аппаратуры, что снимать нужно не техникой, снимать нужно головой. Это, пожалуй, и есть профессиональное кредо признанного на Дальнем Востоке фотохудожника – человека, который снимает головой.
Владимир САХАРОВСКИЙ