Как и обещали, мы продолжаем публиковать интервью с людьми, входящими в ТОП-10 самых ярких и значимых в Еврейской автономной области, по мнению газеты «@». И сегодня наш герой-Иван Иванович Казаков, человек совершенно не публичный, но открытый, доброжелательный и общительный. Он неохотно согласился на встречу со мной и поначалу был немного скованным. Стало понятно, что человек не любит повышенного внимания к своей персоне и уж тем более, его никогда не требует, хотя многого заслуживает.
-Иван Иванович, Вы открыты для общения. Но при этом Вас тяготит, если кто-то проявляет к Вам особый интерес. Почему?
-Во время войны, а мы с родителями жили тогда в Сибири, в Алтайском крае, все, кто оставался в тылу, испытывали на себе и голод, и холод, и потери. Но у нас была большая семья. Мы держались друг друга. И было легче. А в соседнем доме жила женщина с двумя маленькими детьми. Ее муж погиб на фронте. Вот ей было очень трудно. Моя мама периодически собирала что-нибудь из еды, хотя самим не хватало, и отправляла меня в соседский дом с обязательным наказом, чтобы я оставлял узелок в сенях и ни у кого перед глазами не мелькал. То есть такая анонимная помощь. Вообще мама говорила, что если ты делаешь доброе, полезное дело, то, во-первых, не жди награды, а, во-вторых, не хвались. Кому надо, и так увидят. Поэтому я не очень люблю рассказывать, особенно когда спрашивают о каких-то достижениях.
-Обещаю, такого вопроса не будет. А как Вы попали в Биробиджан?
-Мой старший брат здесь служил, а после армии решил остаться и нас сюда переманил. Мы переехали всей семьей: родители и семь человек детей. Я был самым младшим. Тогда в 1946 году мне было 8 лет.
-А правда, что Вы официально работаете практически с детства?
-Да. Я до армии четыре года успел поработать. Родители к тому времени умерли, семье брата материально жилось непросто. Поэтому пришлось оставить учебу и пойти зарабатывать на жизнь. В то время это было нормой. Зато меня, практически ребенка, в качестве поощрения направили делегатом на научно-практическую конференцию в Новосибирск. Я тогда был учеником слесаря. Для меня это было большой гордостью. Уже отслужив, продолжил учиться, но профессиональный профиль не менял.
-Вы больше 60 лет отдали строительной отрасли. А в строительстве каких объектов в Биробиджане принимали участие?
-Мои бригады строили завод ДСМ, завод силовых трансформаторов, чулочную фабрику, курортную зону в Кульдуре, инфекционную и психиатрическую больницы. Это, конечно, не все объекты. Работали без выходных, без праздников. День работаешь, а в 9 или 10 вечера-заседание штаба. И так каждый день. Но все это было не в тягость, а в радость.
-А для семьи время было?
— Наверное, не очень много. Но дело ведь не всегда во времени. Личный пример тоже много значит. Поэтому мои дети самодостаточные достойные взрослые люди. А когда они были маленькими, я работал и заочно учился. Однажды сын из моего курсового проекта, который я готовил недели две, наделал самолетиков и пускал их с балкона. Я о том, что связь с моими близкими всегда была тесной. Пусть даже и в такой форме.
-Была возможность уехать из Биробиджана и вообще с Дальнего Востока?
-Да. В 70-е годы я закончил Московский институт управления им. Серго Орджоникидзе. И мне тогда предлагали работу в Рязанской области. Как сейчас говорят, практически в центре России. Я не поехал.
-Почему?
-От добра добра не ищут. Да и могилы родителей здесь.
— Смотрю на Вас и понять не могу, как в одном человеке уживается почтенный возраст и мальчишество. А сами как думаете, чего в Вас больше?
-А это когда как. Вот если на улице вижу красивых девушек, тогда сами понимаете… Всегда оглядываюсь и ничего не могу с собой поделать. Ну а если надо делать, а не очень хочется, тогда, конечно, у меня уже возраст.
-Я слышала, Вы-большой любитель танцев?
— Танцевать очень люблю. Я даже в санаторий езжу специально, чтоб потанцевать. Пусть другие лечатся, а я восстанавливаюсь гораздо более приятным способом. А еще я люблю путешествовать. Не так давно мы с женой были в Ереване. Дочь замужем за армянином, имеющим Российское гражданство. Но живут они сейчас в Армении. Очень гостеприимная страна. Отзывчивые люди, щепетильно относящиеся к гостям их столицы. Человеческие отношения согревают, добавляют хорошего настроения. И вообще как-то радостнее, если люди общаются по-доброму.
-Подарки делать любите?
-Очень. Жене всегда дарил розы. Она у меня Лилия, но лилии растут у нас на даче. Поэтому розы. Сейчас подарки делаю пореже. Пенсию-то мою жена получает. Я ей говорю, чтоб хоть часть мне давала, а она в ответ: «Откуда у меня деньги? Я же замужем!». Это, конечно, я шучу. А подарки делать, действительно, люблю.
-Мне кажется, что Вы совсем не конфликтный человек.
-Это не совсем так. Я могу быть и очень строгим, и даже жестким. Не забывайте, я много лет был управленцем. Все зависит от ситуации. Но то, что никогда и никому не мстил за обиды-это факт. Это тоже от мамы. Она была человеком верующим и всегда нас учила, чтобы мы не делали зло в ответ на зло. «Сделайте тому человеку доброе дело. Это его и проучит, и научит»,-говорила мама.

Никогда не унывающий Иван Иванович Казаков
-Работать не устали?
-Разве можно устать заниматься любимым делом? Я уже, можно сказать, 10 лет на заслуженном отдыхе, по трудовой книжке. Но продолжаю консультировать ООО «Бирсантехмонтаж», да и сам у них консультируюсь. Общаюсь с молодыми и с теми, кого знаю полвека. Это я про Вилена Арнаполина. Мы с ним с молодости еще в футбол вместе играли.
-Вы прекрасно выглядите, высокий, стройный, подтянутый, моложавый. Как удается держать себя в такой форме?
-Я нужен своей семье, ребятам на работе, друзьям, оставшимся в живых. Я тружусь на своих сотках. Земля ох какие силы дает. Да и чувство юмора помогает. Может, еще чего забыл. Но Вы сделайте скидку на возраст (улыбается).
-А чего Вы хотели от жизни, но так и не получили?
-Пока не получил. Правнуков. Но это-дело времени. Подождем. Я не тороплюсь.
-Я искренне желаю Вам их не только дождаться, но и видеть, как они растут, и обязательно принимать участие в их воспитании. Сами говорили, как важен личный пример.
-Спасибо. Вы меня отпускаете? Разрешаете убыть?
Теперь уже смеялись все присутствующие при нашем разговоре. Дело в том, что Иван Иванович всегда именно так говорит «до свидания», неизменно желая присутствующим всех благ.