К сожалению, приходится констатировать, что шансов «выжить» у центральной районной больницы поселка Теплоозёрский Облученского района очень и очень мало. А если учесть, какие «эффективные» совещания проводятся по «реанимационным» мероприятиям в отношении ЦРБ, то можно с уверенностью сказать, что очередное забалтывание темы в итоге приведёт к той самой оптимизации, которую так усердно начало бывшее руководство управления здравоохранения правительства ЕАО.
Пример одного из таких заседаний – совещание в Законодательном Собрании ЕАО по рассмотрению ситуации с кредиторской задолженностью Теплоозёрской ЦРБ.
На совещании директор территориального ФОМС Ольга Писарева заявила, что в настоящее время просроченная кредиторская задолженность больницы составляет почти 28 млн рублей, то есть сумма долга, по сравнению с началом прошлого года, выросла более чем в пять раз. Основная причина сложившейся финансовой ситуации — невыполнение планового задания. При этом допущено необоснованное превышение расходов учреждения над доходами.
С этими выводами согласился и начальник управления здравоохранения Валерий Жуков. Он подчеркнул, что больница могла бы получать больше средств из фонда, но только при условии оказания услуг в полном объеме.
В территориальной программе госгарантий предусмотрены достаточные средства – на обеспечение текущей деятельности больницы и на покрытие задолженности. Но отдать деньги просто так нельзя – они должны быть заработаны. Однако с прошлого года Теплоозерская ЦРБ снижает объемы выполнения планового задания. В первом полугодии текущего года она справилась на 83 процента. В итоге люди едут лечиться в областную больницу, детскую областную больницу. Областная больница уже переработала на 24 млн рублей.
Получается, что учреждение могло бы заработать значительную часть денег, если бы ее больные не были вынуждены обращаться за медицинской помощью в другие лечебные учреждения ЕАО. Почему же происходит такое «перераспределение»?
Представители фонда, управления здравоохранения и ЦРБ в качестве главной назвали кадровую проблему. Финансовыми «тягачами» в больнице являются хирург, терапевт и педиатр, однако именно этих специалистов и не хватает.
Кроме того, участники совещания пришли к общему мнению, что в настоящее время у ЦРБ нет руководителя-профессионала, который смог бы эффективно выстроить работу персонала, грамотно распорядиться вверенным имуществом, пригласить новых медицинских специалистов, то есть нужен не просто главный врач, а крепкий хозяйственник, управленец, способный работать в непростых условиях. Однако, по словам Валерия Жукова, на зарплату в 60 тысяч рублей на такое проблемное учреждение никто идти не хочет.
Нужно искать возможности стимулирования, например, заключить с главврачом контракт. Но это решение должно быть обосновано, и опять-таки даже повышенная заработная плата должна выплачиваться в пределах средств, заработанных больницей, — заявил Валерий Жуков.
На совещании было решено согласиться с этим предложением. Соответствующие рекомендации будут направлены в территориальный ФОМС и в управление здравоохранения правительства области. Кроме того, депутаты рекомендовали особое внимание уделить и другим направлениям кадровой работы, чтобы в итоге в больнице было достаточно ведущих медицинских специалистов и плановое задание выполнялось по максимуму.
Да, у ЦРБ многомиллионные долги, но это не означает, что выходить из финансового тупика нужно путем нарушения закона, увольнения сотрудников, снижения уровня заработной платы. И проблема здесь не только в нехватке финансов, но и в отсутствии реального, эффективного диалога между чиновниками, медицинским сообществом и гражданами. А то, что нам продемонстрировало Законодательное Собрание, таковым не является.
Можно подумать, только вчера стало известно об отсутствии в больнице рачительного хозяина. Тем не менее, сегодня это преподносится чуть ли ни как открытие. А, может быть, дело все-таки завершится той самой пресловутой оптимизацией, которую «начали» наши чиновники в начале 2017 года?
Ксения Павлюкова