Наполненные купюрами коробки, золотые слитки, антиквариат, квартиры и произведения искусства часто фигурируют в громких уголовных делах. Иной раз обнаруженная наличность весит больше тонны, а в заброшенных ангарах хранятся целые коллекции старинных дорогих вещей. Самые впечатляющие находки при обысках высокопоставленных чиновников и силовиков вспоминает «РИА Новости».
30 января прямо на заседании Совета Федерации был задержан сенатор Рауф Арашуков. При обыске резиденции члена Совфеда следственная группа обнаружила коллекцию холодного оружия народов Кавказа, слитки золота и серебра, пачки купюр, а также десятки килограммов ювелирных украшений. Сама усадьба не шокирует: аляповатый дизайн, бассейны, футбольные поля давно стали признаком дурного вкуса многих богатых людей. Но детали впечатляют.
Спа-курорт «Адиюх Пэлас», принадлежность которого приписывают семье сенатора, занимает 17 гектаров земли возле малой родины Арашуковых — аула Хабеза. На кадрах оперативной съемки, которую выложил СК РФ, видны озерцо, спортивные площадки, здание гостиницы, стоянка для автомашин (есть там и музей раритетных автомобилей). Комплекс использовался для приемов влиятельных людей, с которыми семья сенатора вела переговоры.
Если сенатор Арашуков публично демонстрировал приличествующий его рангу шик, то офицер полиции Дмитрий Захарченко — скромное обаяние простого работяги, который и в парикмахерскую не всегда успевает наведаться. Зато из квартиры его сестры в Москве вынесли почти полторы тонны денег в коробках. Запасливый Захарченко, по версии правоохранительных органов, хранил так несколько миллиардов рублей. Полковнику инкриминировали получение взятки, злоупотребление полномочиями и воспрепятствование правосудию. На момент задержания он занимал должность врио начальника одного из подразделений Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД.
Всего у борца с коррупцией и его семьи следователи обнаружили 13 квартир, четыре автомобиля, слиток золота весом в полкилограмма, драгоценности, иностранной валюты на сумму, эквивалентную примерно девяти миллиардам рублей. Одна из гражданских жен полковника утверждала, что значительную часть собственности, якобы подаренной Захарченко, она приобрела самостоятельно.
Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин позднее поделился с журналистами интересной деталью: «Мать Захарченко вела (в тетради) учет наличных денег, обнаруженных и изъятых в известной квартире. Можно увидеть, как относились к таким суммам члены семьи обвиняемого. Например, рядом с суммой 600 тысяч евро написано: «мелочь».
Была ли у бывшего губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина такая тетрадка — неизвестно. Зато у него обнаружили авторучку, поразившую своей ценностью и сотрудников Следкома, и журналистов. Главу региона арестовали в 2015-м по делу о получении взятки. В ходе обыска по месту жительства изъяли миллиард рублей наличными, а в московской квартире и на даче Хорошавина следователи нашли 800 ювелирных изделий, в частности ручку стоимостью 36 миллионов рублей.
Однако, сам Хорошавин настаивал на том, что стоимость предмета была завышена прессой. «Ручка была, это правда,- признавал бывший глава Сахалина. — Из золота. И бриллиантами выложена карта России вокруг колпачка. Стоит она максимум миллион триста. Покупал я ее сам. Я всегда был человеком состоятельным», — объяснял Хорошавин.
Впрочем, затем всплыли подробности, затмившие новость о ручке за миллион. Пресса со ссылкой на СК сообщала о коллекции часов — почти 200 штук. Ее оценили в 600 миллионов рублей. Потом нашлись четыре квартиры на 240 миллионов, шесть автомобилей. Хорошавин был приговорен к 13 годам лишения свободы в колонии строгого режима и выплате штрафа в размере 500 миллионов рублей.
Другого губернатора — главу Коми Вячеслава Гайзера — обвинили в организации преступного сообщества в 2015 году. При обыске обнаружили коллекцию часов стоимостью в несколько миллионов долларов, документы на офшорные компании и проекты по приобретению самолетов Bombardier и Hawker. Адвокат утверждал, что часы из коллекции Гайзера «стоят копейки», а его подзащитный непричастен к офшорным схемам. Сам бывший глава Коми настаивал, что следователи не смогли доказать принадлежность «якобы изъятых богатств».
Еще один «рекорд» принадлежит генерал-лейтенанту Федеральной службы охраны Геннадию Лопыреву — он стал наиболее высокопоставленным военнослужащим, осужденным в новейшей истории России. Погорел Лопырев на олимпийской стройке. В ноябре 2016-го его задержали в Сочи по обвинению во взяточничестве. Следователи вели дело о выделении земельных участков к зимней Олимпиаде. По сообщениям СМИ, в квартире генерала нашли миллиард рублей наличными. Суд приговорил Лопырева к заключению и денежному штрафу.
Расследование в отношении бывшего министра финансов Московской области Алексея Кузнецова условно назвали «делом об Эрмитаже в ангаре». Экс-чиновника экстрадировали в Россию из Франции в самом начале 2019-го. Уголовные дела были возбуждены еще в 2009-м по статьям «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» и «Мошенничество».
А в 2014-м в Санкт-Петербурге следственная группа обнаружила ангар, в котором находились 82 предмета антикварной мебели, больше ста картин известных художников, две старинные иконы и 13 ящиков с редкими изданиями книг. По версии следствия, все это добро общей стоимостью четыре миллиарда рублей планировалось переправить за границу.
Коллекция бывшего министра экономического развития России Алексея Улюкаева могла вызвать зависть у самого завзятого нумизмата. Следственный комитет задержал главу ведомства в 2016-м. На суде государственный обвинитель зачитывал список вещественных доказательств, изъятых в доме Улюкаева: свертки с 150 тысячами и 100 тысячами долларов, наручные часы, самые дорогие из которых оценили в 800 тысяч рублей, драгоценные слитки и три килограмма золотых монет — песо, рупий, дирхемов, австралийских долларов и даже белорусских рублей.
Защита экс-министра настаивала на том, что данные об имуществе не имеют отношения к существу дела. Улюкаеву инкриминировали получение взятки в особо крупном размере. Суд приговорил его к восьми годам строгого режима и штрафу в 130 миллионов рублей, бывший министр отказался признать себя виновным.
фото: pixabay.com