Прошедшая во вторник пресс-конференция, в ходе которой местные автоперевозчики раскритиковали планы так называемой транспортной реформы в городе Биробиджане, имела определенный общественный резонанс. Во всяком случае, мэрия города сочла необходимым ответить на возражения предпринимателей, не согласившихся с предлагаемым радикальным преобразованием маршрутной сети города. Поэтому сегодня утром в мэрии города состоялась ответная пресс-конференция с участием представителей муниципалитета.
Пообщаться с журналистами пришли начальник управления транспорта, автомобильных дорог и благоустройства Евгений Пономарёв и начальник отдела транспорта того же управления Сергей Гостинчиков. Они, как мне показалось, не сразу сориентировались, что нужно делать. Организатор пресс-конференции Татьяна Кайдыш выдала им заранее составленный пресс-релиз, который они попеременно читали. Но в ликбез пресс-конференция, к счастью, не превратилась – после чтения доклада началось живое общение.Я не стану здесь подробно пересказывать выступления представителей мэрии города. Суть позиции Евгения Пономарёва и Сергея Гостинчикова сводится к тому, что существующая маршрутная сеть устраивает предпринимателей, но не отвечает запросам населения города. Избыток транспорта на центральных улицах и недостаток его на окраинах города, частое нарушение расписания, «гонки» автобусов – вот причина кардинального преобразования всей схемы городских маршрутов, уверены представители муниципалитета.
Слушая Евгения Пономарёва и Сергея Гостинчикова, я никак не мог понять, зачем нужно отвергать устоявшуюся, наработанную годами систему автобусного сообщения. Неужто нельзя внести коррективы в существующее расписание, сократить количество автобусов по самым прибыльным маршрутам или пустить часть из них не по улице Шолом-Алейхема, а, например, по проспекту 60-летия СССР, как предлагают предприниматели-автоперевозчики? И почему управление транспорта напрочь отказывается наводить порядок в существующей системе, предлагая дождаться новой? Ведь движение общественного транспорта осуществляется в настоящей момент и по действующей схеме. Еще не известно, когда будет реализована транспортная реформа, а бардак в сфере пассажирских перевозок нужно устранять сегодня.
Возьмём, к примеру, маршрут 21а – самый прибыльный и непонятно на каком основании монополизированный индивидуальным предпринимателем Владимиром Болваненко. Согласно реестру муниципальных маршрутов регулярных перевозок, утвержденному постановлением мэрии города 10 ноября 2016 года № 3330, за этим маршрутом закреплено 10 единиц транспортных средств. Таким образом, на мой взгляд, мэрия города создала идеальные условия для процветания бизнеса одного предпринимателя в ущерб другим. Муниципальное автотранспортное предприятие должно нести многомиллионные убытки, обслуживая нерентабельные окраинные маршруты, бить автобусы по лунному ландшафту Щукинки, в то время как один предприниматель получил монопольное право обслуживать самый ходовой маршрут на десяти автобусах сразу.
Федеральный закон №220-ФЗ о пассажирских перевозках налагает обязанность на органы власти проводить конкурсы на право обслуживания маршрутов. В соответствии со статьёй 19 того же закона без конкурса автобусы могут выходить только в определенных обстоятельствах на нерегулируемые маршруты, либо в условиях чрезвычайной ситуации. Маршрут № 21а под эти исключения не попадает.
Характерно, что выдавав транспортные карты господину Болваненко не понятно на каких основаниях, мэрия города всячески тормозит согласование новых маршрутов другим предпринимателям. В муниципальном реестре мы видим утвержденный маршрут 21д. Постановлением транспортного управления от 5 октября 2016 года № 6 по просьбе двух автоперевозчиков установлен маршрут 28. Однако ни 21д, ни 28 на линию допущены не были. Почему в одном случае мэрия стоит на страже монополиста, а в другом случае занимается саботажем?
С этим вопросом я и отправился на пресс-конференцию с участием высокопоставленных чиновников транспортного управления мэрии города. Предлагаю читателям ознакомиться с расшифровкой диктофонной записи мероприятия.
Сергей Гостинчиков (начальник отдела транспорта мэрии города): — Мы считаем, что 80 единиц транспорта будет достаточно. Мы же видели, что происходило на центральных улицах города. Это видим не только мы, многие люди сейчас пишут комментарии в социальных сетях, в средствах массовой информации. Большинство людей поддерживают именно сокращение автобусных единиц.
Я: — Позвольте уточнить, в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 220, в каких случаях транспортные карты могут выдаваться без аукциона?
Евгений Пономарёв (начальник управления транспорта, автомобильных дорог и благоустройства мэрии города): — Мы по статье 19 не работаем (отвлечённо перебирает бумаги — прим. автора).
Странно, конечно, слышать от руководителя управления мэрии заявление о том, что с законодательством он работает избирательно, игнорируя отдельные статьи базового федерального закона.
С. Гостинчиков: — Ну, вы задайте конкретный вопрос, т.е. у вас же последует следующий вопрос.
Я: — Сначала я хочу услышать, в каких случаях транспортные карты выдаются без аукциона.
С. Гостинчиков: — Я хочу ответить на ваш вопрос следующим образом, я понимаю, что вы хотите спросить. Некоторым индивидуальным предприниматели в 2017 году, вернее, в 2016 году были выданы временные транспортные карты, в том числе муниципальному унитарному предприятию. То есть для чего это было сделано? Я уже говорил об этом: такой маршрут как №6 на посёлок Партизанский у нас остался без перевозчиков…
Я: — Меня интересуют не все предприниматели, а конкретно Болваненко и маршрут № 21А. На каком основании мэрия города выдаёт ему каждый месяц транспортные карты?
С. Гостинчиков: — Карты ему выданы на определенное время, до проведения конкурсных процедур, также как другим перевозчикам, так как этот маршрут социально значимый…
Прервем ненадолго диктофонную запись. Оказывается, по версии Сергея Гостинчикова, самый прибыльный маршрут с недавних пор стал ещё и социально значимым. Покажите мне ту социально незащищенную категорию, которая нуждается в десяти единицах автобусов самого прибыльного маршрута? Если, конечно, мэрия города считает таковым господина Болваненко, то мне всё понятно: мэрия города – это собес для монополистов.
Я: — Так почему каждый месяц предпринимателю Болваненко выдаются карты?
С. Гостинчиков: — Мы не выдаём каждый месяц. Они выданы ему на определенный промежуток на равных условиях со всеми перевозчиками. Я уже говорил, что до июля 2017 года действие транспортных карт распространяется. Они все выданы временно, эти карты.
Евгений Пономарёв: — Вообще-то все перевозчики, практически все, находятся в равных условиях…
Я: — А всё-таки когда ИП Болваненко была выдана последняя транспортная карта? Хочу от вас услышать официальный ответ.
С. Гостинчиков: — В 2017 году.
Я: — Когда именно, в каком месяце?
С. Гостинчиков: — Нужно смотреть документы, мы не помним.
Я: — Всё-таки в 2017 году?
С. Гостинчиков: — В 2017 году, естественно.
Я: — Но не каждый месяц выдаётся?
С. Гостинчиков: — Выдаётся не каждый месяц. Мы выдали карты, объясняю, всем перевозчикам до июля 2017 года.
Я: — А почему вы согласовали маршруты 21д и 28, но не дали предпринимателям, которые предлагали эти маршруты, выйти на них?
С. Гостинчиков: — Ну, ответ на этот вопрос уже был направлен в тот орган, который запрашивал информацию по нему. Для того чтобы в густонаселенной части города запустить какой-то маршрут, необходимо создать все условия для безопасности пассажиров. То есть в настоящее время не все остановочные пункты оборудованы платформами, карманами, дорожных знаков нет. Эти мероприятия в 2016 году мы не успели выполнить, поэтому все планы наши мы перенесли на 2017 год, как раз под все конкурсные процедуры… А маршрут 21а на тот момент уже существовал, он был накатан, он также был десятью единицами…
Я: — Правильно! А почему бы он не существовал? Самый ходовой маршрут, десять единиц техники, без всяких проблем выдаются транспортные карты вопреки закону. Но другим предпринимателям маршруты не согласуют.
Александр Музыка (журналист ИА EAOMedia): — А если Вы в 2017 году продлили Болваненко карты на десять единиц, сами говорите, что на дорогах большое количество автобусов, то почему вы не урезали там до пяти единиц?
С. Гостинчиков: — Мы же объясняем, этот маршрут существовал, он и был в десяти единицах.
А. Музыка: — Не в вашей компетенции было урезать его?
С. Гостинчиков: — Мы сейчас это делаем законно, на основании закона.
А. Музыка: — А ранее было бы незаконно, если бы вы урезали?
С. Гостинчиков: — Мы не можем взять и просто предпринимателя как-то… мы же объясняем: у всех равные условия.
Я: — Совершенно неравные!
С. Гостинчиков: — Вот орган проводил проверку, выявил, что все договора наши признаны недействительными.
А. Музыка: — Просто ту проблему, о которой вы сейчас говорили по поводу изобилия автобусов, вы могли решить и ранее, урезав 21а.
С. Гостинчиков: — Так это нужно сделать на законных основаниях. Вы же предполагаете о том…
А. Музыка: — Так у него договор закончился.
С. Гостинчиков: — Если предприниматель осуществляет перевозки длительное время, то есть у него есть штат сотрудников, у него, по-моему, порядка шестидесяти человек. Вышли бы тогда другие громкие статьи о том, что мэрия города бросила на произвол шестьдесят работников предприятия Болваненко, что они там остались без еды, без хлеба. Такого быть не должно, мнение всех перевозчиков должны учитываться.
Я: — Но не одного единственного!
С. Гостинчиков: — А это достаточно крупный перевозчик… Предприниматели те, о которых вы говорите, они заявились на проспект 60-летия СССР.
Я: — Правильно. Но почему их не пускают на рейс, а по самому выгодному маршруту ходят десять единиц автобусов? Налицо двойные стандарты!
Такой разговор состоялся в мэрии города между ответственными чиновниками транспортного управления и журналистами. Лично я внятного ответа на свои вопросы так и не получил, но зато лишний раз убедился в том, как муниципалитет покрывает избранных бизнесменов. Явный лоббизм, на мой взгляд, сопровождается казуистикой, вполне конкретные коммерческие интересы маскируются псевдосоциальной риторикой. В итоге мэрия превращается в собес для монополистов.
Владимир САХАРОВСКИЙ