Указы и поручения президента в ЕАО никто не отменял. Поскольку высочайше было обещано создать в стране 25 млн рабочих мест к 2018 году, то маленькая автономия не может стоять в стороне от реализации этого грандиозного замысла. Вместе с тем, язык не повернётся сказать, что областные власти делают хоть что-нибудь в данном направлении. Напротив, пока наш уважаемый губернатор упражняется в произнесении бесконечных монологов об инвесторах, местные бизнесмены постепенно сворачивают свою деятельность, а последние предприятия медленно умирают. Может быть, с поправкой на кризис президентское поручение о создании новых рабочих мест персонально для ЕАО следует скорректировать? Коль скоро не получается открывать новые предприятия, то, может быть, необходимо остановить ликвидацию старых?
Муниципальное пассажирское предприятие – одно из старейших в городе Биробиджане. Оно выполняет социально значимые функции, обслуживая убыточные внутригородские и дачные маршруты, на которых отказываются работать частные перевозчики. Кроме того, для местных властей МУП «ПАТП» — это козырь при ценовом регулировании услуг общественного транспорта.
Предприятие имеет стратегическое назначение: в случае чрезвычайных ситуаций на него возлагаются мобилизационные задачи. Приведу лишь один пример: когда в 2013 году в ЕАО произошло крупномасштабное наводнение, к эвакуации населения затопленных районов привлекли муниципальное пассажирское предприятие, поскольку ни один частный перевозчик без предоплаты работать не согласился.
Однако это стратегически важное и социально значимое муниципальное предприятие сегодня находится в предбанкротном состоянии вследствие резкого уменьшения размера субсидий из городского бюджета. До 2015 года МУП «ПАТП» получало финансирование от муниципалитета в размере 36 млн рублей. Этой суммы, конечно, не хватало для развития предприятия и обновления автобусного парка, но предприятие могло, образно выражаясь, сводить концы с концами.
С приходом нового мэра Евгения Коростелёва ситуация резко изменилась. Уже в бюджете 2016 года на субсидирование МУП «ПАТП» было заложено почти в два раза меньше средств – 20 млн рублей. Лишь перераспределение бюджетных ассигнований в конце прошлого года спасло ситуацию: предприятие получило дополнительно 8 млн рублей. Это позволило выдать заработную плату работникам, закрыть часть долгов и в крайней неуверенности начать новый год.
С подачи мэрии депутаты городской Думы, утверждая бюджет нынешнего года, вновь проголосовали за выделение субсидий МУП «ПАТП» в явно недостаточной сумме – 20 млн рублей. Непонятно, на что надеется руководство муниципалитета и куда смотрят депутаты, послушно поднимающие руки на думских заседаниях, когда загоняют в долги социально значимое и стратегически важное предприятие. Кстати, сегодня на нём трудятся более двухсот человек. По меркам нашего города, в котором уничтожены гигантские фабрики и заводы времён развитого социализма, — это достаточно крупное предприятие. И если две сотни людей останутся без работы, то это ещё больше обострит социально-экономическую ситуацию в Биробиджане.
Сегодня из-за недостаточного финансирования МУП «ПАТП» должно только налоговой службе почти 37 млн рублей. Периодически, приблизительно раз в квартал биробиджанская ИФНС блокирует банковские счета. Каким-то чудом предприятию до сих пор удавалось избегать полного разорения.
Очередной дачный сезон МУП «ПАТП» встречает с крайне изношенными основными фондами. Обветшали гаражные боксы и ремонтные мастерские, выработала свой ресурс техника, для ремонта которой нет необходимых запчастей. Чтобы не быть голословным, продемонстрирую здесь несколько фотографий. Все они сделаны во время посещения предприятия группой журналистов по приглашению профкома МУП «ПАТП».
Экскурсию для прессы провёл заместитель председателя профсоюзной организации, старейший работник предприятия Михаил Озимок. В первую очередь водитель с тридцатилетним стажем показал нам корейские автобусы «Хёндай». Ещё к моменту поступления в 2007 году они имели солидный пробег. Сегодня этим автобусам больше двадцати лет, их кузова полностью прогнили. Михаил Озимок рассказал журналистам, что снимать старые рекламные наклейки нужно очень аккуратно. Иначе можно удалить вместе с рекламными баннерами куски ржавого кузова.
Слесари предприятия стараются поддерживать технику в рабочем состоянии. Но на складе запчастей – пусто. Стеллажи завалены бэушными деталями, снятыми со списанных автобусов. Средств на новые запчасти нет. Вот и «колдуют» рабочие над разваливающимися «Хёндаями», собирая из нескольких негодных деталей одну годную.
Кстати, над складом запчастей, как на крытом китайском рынке, натянут синий тент – это для того, чтобы во время дождей и таяния снега его не заливало водой. Крыши ремонтных мастерских и гаражных боксов обветшали и давно протекают. В дождливый сезон, по словам работников предприятия, ремонтные ямы заливает водой, а внутри производственных помещений – как в душевой. Именно поэтому там отсутствует нормальное освещение. На всю мастерскую включают две-три лампы, чтобы не было замыканий промокшей проводки. Стены мастерских покрыты грибком.
Впрочем, я уверен, что наши драгоценные руководители в очередной раз отмахнутся от проблем муниципального пассажирского предприятия и его коллектива. А могут и вовсе переложить ответственность за износ техники и производственных помещений на директора МУП «ПАТП» Олега Костюка. К примеру, мэр города Евгений Коростелёв не раз говорил, что деньги из муниципального бюджета предприятию выделяются регулярно, просто дескать руководитель МУП «ПАТП» неправильно ими распоряжается, неэффективно их расходует.
Достопочтенный градоначальник, познавший экономику на уровне кандидата наук, полагаю, должен научить директоров подведомственных ему предприятий, а за одно и всех любознательных граждан, искусству эффективного менеджмента в условиях недостаточного финансирования. На ниве народного просвещения мэр города наверняка найдёт серьёзную поддержку у своего покровителя – господина губернатора, который, в свою очередь, достиг профессорских высот в экономике.
Если серьёзно, то на пассажирском предприятии ждут не столько советов от руководителей области и города, сколько реальной помощи. Несмотря на кризис деньги тут зарабатывать умеют, не умеют разве что творить чудеса. За прошлый год МУП «ПАТП» выручило 11 млн рублей от иных видов экономической деятельности, в первую очередь, от автобусной рекламы. Отмечу, что эти доходы возрастают год от года, хотя и не могут перекрыть недофинансирование муниципалитета.
Вопреки всем трудностям предприятие совершенствует социальную инфраструктуру. Для работников открыта столовая и реконструированы душевые. Именно поэтому пассажирское предприятие заняло первое место по охране труда в ЕАО по итогам 2016 года.
В настоящий момент заканчивается ремонт спортивного зала, который, между прочим, посещают не только дети сотрудников МУП «ПАТП», но и простые городские ребятишки. Кроме того, предприятие освоило ремонт инвалидных колясок. А это, без преувеличения, социально значимое дело.
Пассажирское предприятие, подведённое к предбанкротному состоянию по вине городских властей, держится из последних сил благодаря энтузиазму и ответственности трудового коллектива, благодаря профессионализму его руководителя.
— Мы возим не мусор и не дрова, мы возим людей своего любимого города, который мы выстроили, которым мы гордимся! На водителях лежит огромная ответственность, — говорит заместитель председателя профкома МУП «ПАТП» Михаил Озимок.
Жаль, что стоящие у власти не чувствуют подобной ответственности перед населением города и области. Их совесть проржавела, как кузова муниципальных «Хёндаев», и отрывается кусками вместе с аляповатой саморекламой.
Владимир САХАРОВСКИЙ