Конкурентоспособность банковской системы зависит от способности этой системы предоставлять высококачественные и адекватные услуги финансового посредничества для всех российских экономических агентов, от крупного и среднего бизнеса до малых предприятий и физических лиц.
Вероятно, ПАО «Сбербанк» это совсем не касается. Ведь он – крупнейший банк России, Центральной и Восточной Европы. Он контролируется Центробанком РФ, который владеет 52% акций. При таких условиях Сбербанку можно не бояться конкуренции и не акцентировать внимание на качестве оказываемых услуг. Можно даже совершать действия, явно превышающие полномочия общества. При этом не нести никакой ответственности. Потому что, как ни крути, а в системе сбербанк-клиент главный элемент – сбербанк. Ну, прямо как во времена Советского Союза сфера торговли.
Казус случился 10 дней назад. Сбербанк заблокировал счета ООО «Управляющая компания «Домстройсервис», тем самым фактически на долгое время парализовал работу предприятия. Да-да. Для управляющей компании, которая обслуживает жилфонд, особенно в период прохождения отопительного сезона, 10 дней – это действительно большой срок.
Энергосбыт обратился в ПАО «Сбербанк» с письменным заявлением о взыскании с ООО «УК «Домстройсервис» суммы в 6 тысяч рублей, причитающихся ДЭК по исполнительному листу. Заметьте, взыскатель указал конкретную сумму взыскания. Она соответствует сумме государственной пошлины, которую управляющая компания пока не уплатила взыскателю. Основной же долг перед Энергосбытом ею был погашен добровольно. А это немного-немало 197 тысяч рублей. Но вот проблема – в исполнительном листе указана сумма 204 тысячи. Именно ее и заблокировала сотрудница Сбербанка.
На все объяснения руководителей управляющей компании она категорично заявляла, что ее не интересует письмо Энергосбыта. Для нее основным документом, по которому она действует, является исполнительный лист.
Но, позвольте! Сотрудники банка могут заблокировать счет, но не вправе регулировать суммы взысканий! Это – прерогатива взыскателя. По логике Сбербанка, «Домстройсервис» должен дважды исполнить свои обязательства по исполнительному листу. Но это же абсурд!
Если бы только это. Любой вопрос, задаваемый специалисту Сбербанка в городе Хабаровске, переадресовывался на Горячую линию. Каждый день в течение нескольких часов директор управляющей компании «сидит» на телефоне, пытаясь решить очевидную проблему. Каждый раз его просят пройти идентификацию, каждый раз предлагают подождать и… ничего. Причем отвечающие приятным голосом девочки находятся то в Новосибирске, то в Ставраполе. А в биробиджанских отделениях вновь отправляют на Горячую линию. При этом деньги со счета не списывают. То есть не совершают никаких действий: ни разблокировку, ни списание. Просто замкнутый круг, который пока разорвать не удается, потому что Сбербанк совсем не проявляет заинтересованности в предоставлении высококачественных и адекватных услуг. Более того, они пользуются деньгами клиента, получают плату за обслуживание. Но неужели это самое обслуживание заключается в бездействии? Это похоже на самоуправство. Однако с пафосом и гонором сотрудники отделения Сбербанка России — Дальневосточный банк города Хабаровска продолжают настаивать на своей правоте.
Они как-будто ослепли и оглохли, прямо как их президент и председатель правления Герман Греф, когда, надев специальный костюм инвалида, тестировал способность пользоваться услугами банка людей с ограниченными физическими возможностями.
Уважаемые сотрудники Сбербанка в городе Хабаровске! Греф давно снял этот костюм. Пора и вам вспомнить, что вы, хоть и работники самого крупного банка России, но все же оказываете услуги. Делайте это профессионально, а не «самоуправствуя»! И вообще – делайте!
Ксения Павлюкова
На фото: глава Сбербанка Герман Греф в специальном костюме инвалида (www.novate.ru)