Верховный суд объяснил, что за назойливость по телефону придется платить, сообщает «@» со ссылкой на «Российскую газету».
Приятная новость для тех, кого замучили бесконечные звонки и смс-сообщения, предлагающие, пугающие, уговаривающие и напоминающие обо всем на свете. Если организация на том конце провода не оставляет гражданина в покое, то ей придется заплатить человеку за вторжение в частную жизнь.
Вот такое полезное разъяснение сделал Верховный суд РФ, заявив, что назойливые звонки и смс-сообщения являются вмешательством в частную жизнь гражданина, который имеет право на компенсацию морального вреда за принудительное общение по мобильному.
Благодарить за такое решение надо гражданина, который прошел нелегкий судебный путь и добился нужного решения. А все началось с того, что в Верховный суд пришла жалоба столичного жителя на некую коллекторскую фирму, превратившую жизнь этого человека в сплошной ад. Ему бесконечно звонили эти вышибалы долгов и писали эсэмэски. Но никакого долга у гражданина перед банком не было.
А была просто техническая ошибка, и ее в конце концов исправили, убрав персональные данные москвича из «списка обзвона». Но на это у гражданина ушло море времени, столько же нервов и денег. И когда гражданин в итоге победил, он задал вполне справедливый вопрос: а кто будет компенсировать ему моральные страдания? Но понимания в судах он не нашел. Пришлось человеку дойти до Верховного суда, где с его доводами согласились.
В сообщениях и звонках было одно и то же — требование от некой фирмы, погасить задолженность перед одним из крупных банков. Так как долга у гражданина не было, то он пошел с заявлением в полицию. Правда, без особого успеха. Пришлось идти в суд. Когда все-таки начался судебный процесс и ошибка с фамилией якобы должника стала всем очевидной, навязчивая фирма представила в суд некий документ. Это был акт об уничтожении у себя его персональных данных, в том числе и исключение телефонного номера истца из списка должников.
Отказываясь оплатить моральный вред, суд в своем решении сослался на «недоказанность злоупотребления ответчиком правом при телефонном взаимодействии».
Верховный суд уточнил — телефонный номер истца исключили из базы данных должников только после появления его иска в суде. Но это был не главный аргумент. Главный аргумент Верховного суда в этом деле — гарантированная Конституцией России неприкосновенность частной жизни. Верховный суд напомнил коллегам про статью 150 Гражданского кодекса РФ.
В ней говорится про достоинство личности и неприкосновенность частной жизни. Они относятся к нематериальным благам, нарушение которых действиями, причиняющими физические или нравственные страдания, является основанием для компенсации морального вреда.
Местные суды, признав факт многочисленных телефонных звонков и смс фирмы на телефон истца с требованием вернуть несуществующий долг, в иске о компенсации морального вреда отказали.
По мнению высокой судебной инстанции, их коллеги ошиблись, когда использовали конкретно в этом случае закон «О персональных данных».
«По настоящему делу требование истца о компенсации морального вреда обосновано в большей степени не нарушением правил сбора и обработки персональных данных, а нарушением неприкосновенности его частной жизни посредством необоснованных и назойливых телефонных звонков», — заявил Верховный суд.
Отменив все решения по этому делу, спор Верховный суд РФ велел пересмотреть, но обязательно с учетом своих замечаний.