Пункт весового контроля, установленный в районе нового моста, не просто «кошмарит», а изживает местный бизнес. Из-за огромных штрафов один из предпринимателей уже закрыл две торговые точки (без работы осталось 10 человек), а другой бизнесмен прекращает заниматься грузоперевозками и выставляет спецтехнику на продажу. Под вопросом оказалась и деятельность детского лагеря, руководителю которого также прилетели многомиллионные «письма счастья». Кроме того, некоторые представители предпринимательского сообщества готовы на полном серьезе свернуть бизнес и уехать из города туда, где им не будут, по их словам, «вставлять палки в колеса».
И это еще далеко не все. «Рамка» разделила город Биробиджан на две части. Бизнесмены, не желая платить огромные штрафы, отказываются сотрудничать с организациями, находящимися по ту сторону моста. Промышленная зона, расположенная в районе Биробиджан-II, оказалась полностью «отрезанной» от основной инфраструктуры. А случись коммунальная авария, захочет ли кто-то из предпринимателей давать спецтехнику для ее устранения? Нет. Прорыв водопровода, нависшее над домом дерево — жители Второго Биробиджана останутся один на один со своей проблемой. Поскольку желающих заплатить миллионный штраф у нас в городе не найдется.
Между тем, чиновники областного правительства во главе с губернатором Александром Левинталем продолжают стоять на своем: все сделано в рамках закона. Нет оснований для перемещения пункта весового контроля за черту города.
Такие ответы обескураживают предпринимателей. Почему местная власть, цель существования которой – развитие территории Еврейской автономной области, отстаивает интересы совсем другого региона России? Почему чиновники не защищают бизнесменов, которые дают биробиджанцам работу и платят налоги в бюджет? С каких это пор одна-единственная хабаровская фирма стала важнее всех биробиджанских предприятий от мала до велика вместе взятых?
Поддержку предприниматели нашли у депутатов Законодательного собрания ЕАО и городской Думы Биробиджана. В областном парламенте была создана специальная рабочая группа по работе пункта весового контроля. Одно из заседаний рабочей группы посетил корр. «@».
Мероприятие состоялось 26 марта. Помимо депутатов Заксобрания области, на встрече присутствовали зампред областного правительства Николай Канделя, начальник областного управления автодорог и транспорта Евгений Турбин, руководитель ООО «Безопасные дороги» Денис Рыбьяков, представитель прокуратуры Ярослав Новосельцев, региональный бизнес-омбудсмен Вячеслав Пастухов, председатель городской Думы Павел Ворожбит и биробиджанские предприниматели.
Вначале слово предоставили бизнесменам. Отметим, что в этот раз их выступления отличались еще большей эмоциональностью. Люди доведены до отчаяния: бизнес, в который они вложили немало сил и времени, просто рушится на глазах. А ведь предприятие — это не только Абрамов, Проходцев, Пархоменко, Портнов, Данилин и другие руководители. Это еще и сотни, тысячи биробиджанцев, работающие в данных организациях. Куда они пойдут, если фирмы будут ликвидированы? Как прокормят свои семьи?
Известный в городе бизнесмен Сергей Абрамов получил штрафов на общую сумму 8,7 млн рублей. Целая кипа постановлений пришла ему в последний день, когда штрафы можно было оплатить со скидкой 50%. Причем, предприниматель даже не знал о том, что, оказывается, нарушает правила дорожного движения. Все это время он спокойно возил уголь.
Сергей Абрамов: «В конце декабря я предупредил водителя КАМАЗа, что установлен весогабаритный контроль, и что теперь надо будет грузить поменьше. Мы возили уголь, который взвешивался в стационарных сертифицированных местах и отпускался по накладным. 13 тонн у нас автомобиль, 14 тонн загружали, 24 тонны грузоподъемность. Исходили из того, что нагрузка на ось 8 тонн. В общем-то, проходим. На фотографиях с протоколов даже видно, что самосвал загружен наполовину. К тому же, это подтверждено накладными.
Водитель нам сказал, что, когда он проезжал с этим грузом, табло не сработало. Значит, перегруза нет, все нормально. Возили мы уголь вплоть до 28 февраля, то есть пока нам не пришло одновременно 18 протоколов. И это был последний день, когда мы могли оплатить штраф со скидкой. То есть мы все рассчитали, замерялись на сертифицированных весах, табло ничего не показывало, а в итоге мы получили миллионные штрафы. Скажите, что я сделал не так?».
Евгений Турбин: «Я бы хотел отметить следующее: сегодня то законодательство, которое действует — весовое и габаритное – оно не нами придумано. Мы пытались навести порядок. Вы все ездите по дорогам и видите, что сегодня из себя представляет дорога от Бабстово до Ленинска. Ее сравняли с землей. Если есть какие-то затруднения по исполнению этого законодательства, то здесь нужно конструктивно обсуждать».
Сергей Абрамов задал еще несколько вопросов. Во-первых, его интересовало, почему не была изучена практика внедрения весогабаритного контроля в других регионах России? К примеру, в Татарстане тестовый режим проходил в течение года, за это время «рамка» не только была приведена в нормативное состояние, но и сами грузоперевозчики смогли привыкнуть к новым условиям. А в Свердловской области, как раз перед запуском «рамки» в Биробиджане, возникли аналогичные проблемы. За дело взялся региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей. В итоге все штрафы, полученные ввиду некорректной работы пункта весового контроля, были отменены. Во-вторых, почему «рамка» установлена именно в районе нового моста? В других регионах весогабаритный контроль устанавливается на окраинах города, а не разделяет его на две части, как у нас.
В-третьих, почему заранее не был разработан и введен регламент предотвращения нарушений весогабаритного контроля? Сергей Владимирович даже привел конкретный пример: нарушение зафиксировано 24 декабря, а постановление приходит 28 февраля, то есть в последний день, когда можно оплатить штраф со скидкой. К тому же, если бы правонарушение было рассмотрено в течение двух дней, а не спустя два месяца, то предприниматель заплатил бы штраф, скажем, 350 тысяч рублей, схватился за голову и больше бы не нарушал. А так ему пришло сразу 18 протоколов.
Евгений Турбин ответил, что, во-первых, вопрос о работе пункта весового контроля изучался в течение года, а что касается пробного периода, то он вводится с целью проверки оборудования, а не для того, чтобы научить грузоперевозчиков. Во-вторых, «рамка» установлена именно в районе нового моста, поскольку в тестовом режиме было видно, что по нему проезжают грузы массой 114 и 117 тонн, в то время как максимальная нагрузка на мост — 80 тонн. И, в-третьих, регламент предотвращения нарушений весогабаритного контроля будет разработан, взаимопонимание в этом вопросе уже достигнуто.
Однако ответы чиновника предпринимателя не устроили.
Сергей Абрамов: «Все это должно было делаться до введения весогабаритного контроля, а не сейчас. Вот вы говорите: «Мы вас услышали, мы разрабатываем». Да мне, если честно, все равно, что вы разрабатываете, когда мне уже выставили штрафов на 8,7 млн рублей. Что в сухом остатке мы имеем? Ну, во-первых, я принял решение этим направлением бизнеса больше не заниматься. Выставлю на продажу всю спецтехнику. Я вижу, что довольно сложно сейчас спорить с нашим правительством. Не знаю, поможет прокуратура разобраться или нет. Водители при вашей инвестиционной деятельности потеряют работу. Во-вторых, под вопросом летняя смена детского лагеря горнолыжного комплекса «ФОМА». Александр Абрамов, мой брат, владелец самосвалов. Все штрафы пришли на него. Кстати, перед приходом сюда я получил еще 1,8 млн рублей штрафов.
С чем связана такая поддержка ООО «Безопасные дороги»? Сегодня на защите стоят все – губернатор Левинталь, Турбин и даже защитник предпринимателей Вячеслав Пастухов, которого мы приглашали на встречу с бизнесменами. Он сначала согласился, а потом позвонил и сказал, что не сможет прийти, так как у него доклад у губернатора. Конечно, важнее рассказать главе региона о том, как ты хорошо работаешь, вместо того чтобы решать проблемы предпринимателей. Второй раз он не пришел, потому что его не пригласили. Возьмите Свердловскую область, там бизнес-омбудсмен добился отмены штрафов».
Экс-мэр Биробиджана, руководитель ООО «Стройком» Андрей Пархоменко тоже крайне возмущен сложившейся ситуацией.
Андрей Пархоменко: «Я никогда не думал, что предпринимательскому сообществу можно вот так вот просто заявить: «ребята, отдыхайте, все по закону». Все сидят и смотрят на эту ситуацию спокойно. А на каком основании?
Я одномоментно получил 15 млн рублей штрафов. Вот эти данные я выписал из протоколов: 24 января 2019 года в 10:59 длина трала — 15 м 2 см; в 13:02 — 18 м 89 см; 14:31 — 20 м 25 см; 15:15 — 19 м 76 см. То есть один и тот же трал в один и тот же день имеет четыре разных измерения. Но самое главное, что ширина, которая здесь указана, вообще не соответствует реальной. И сейчас мы говорим о том, что за два месяца оборудование было протестировано, оборудование было абсолютно проверено. Вот я буду биться по этим штрафам до конца. А есть люди, которые получили штрафы, пошли и заплатили. А где гарантия, что не была допущена ошибка, раз «рамка» работает некорректно? Может они просто так заплатили 300 или 500 тысяч рублей?
Мы, предприниматели, проезжая мимо «рамки», постоянно видим, как кто-то ковыряется плоскогубцами, молотками в весогабаритном контроле. Там лазают даже ночью. Зачем? Что они проверяют? Неизвестно, что делают эти люди, но они зарабатывают 15 млн рублей на ровном месте».
На этот вопрос поспешил ответить руководитель «Безопасных дорог», бывший гаишник Денис Рыбьяков. Он заверил, что сейчас изменить какие-то настройки нельзя, это может сделать только завод-изготовитель.
Денис Рыбьяков: «Я уже говорил об этом. Мы занимаемся обслуживанием, это наша обязанность. Сегодня проводятся регламентные работы, которые определены заводом-изготовителем, мы не сами их придумали. Все это отражается в соответствующих журналах, записывается, фиксируется производителем. А изменить какие-то настройки невозможно. Когда этот комплекс строился, то сюда приезжал производитель, он и настроил этот пункт, после чего была проверка. Внести какие-то метрологические изменения после этого невозможно, все защищено программой».
По залу прокатился гул: «А почему же тогда в приборе ковыряются с помощью инструментов, раз изменить настройки нельзя?».
С некорректной работой «рамки» столкнулись не только местные бизнесмены, но и международные грузоперевозчики. Один из них как раз присутствовал на заседании.
Романов С.В.: «Мы с такими «рамками» сталкиваемся на международном переходе. Нас взвешивают и в динамике, и в статике. Если есть какие-то нарушения, то нас прямо на месте сразу же и пресекают: выписывают протоколы и никто никуда не двигается. Здесь совсем другая ситуация. Мы едем из Нижнеленинского, нас там взвешивают, в боксах стоят автомобильные весы. У нас превышение 7 тонн. Приезжаем в Биробиджан, заезжаем на стационарные весы, все сходится. Проезжаем «рамку», показывает перевес уже 13 тонн, негабарит. Как это понять? То длина, то ширина вырастает. Только здесь такое».
Выслушав предпринимателей, председатель областного парламента Любовь Павлова предложила озвучить конкретные предложения по решению ситуации.
Депутат Заксобрания Владимир Дудин предложил выходить на федеральный уровень. По его мнению, если «рамку» в ближайшее время не уберут, то реализация национальных проектов в ЕАО окажется под срывом. Ведь все завязано на грузоперевозках, без них в обычной жизни никак не обойтись.
Владимир Дудин: «Моя точка зрения — идет выдавливание крупного и среднего бизнеса. Это во-первых. Во-вторых, у меня вопрос к правительству области: а как мы будем выполнять указы Президента РФ о национальных программах, если «рамка» так и будет стоять там? Мы не сможем возить грузы. В-третьих, я предлагаю выходить на федеральный уровень, в Администрацию Президента и говорить о том, что реализация национальных проектов находится под срывом. В-четвертых, идет полная разбалансированность областного бюджета: суммы от предпринимателей в размере 10, 15, 20 млн рублей — это вообще из серии фантастики. Наводите понтоны и дайте предпринимателям работать. А мост пускай стоит».
А сами предприниматели сошлись во мнении, что «рамку» необходимо убрать за черту города.
Андрей Пархоменко: Давайте признаемся, что это ошибка и переставим «рамку». Нам говорят, что по мосту едут и 114 и 120 тонн, но это сказки. Весовой контроль обманывает, его специально подкрутили. Вам сегодня экономику города и области спасать надо, а вы нам про закон».»Переставьте «рамку» за 13-й километр по дороге на Щукинку и установите пункт весогабаритного контроля на въезде в город Биробиджан. Так мы сохраним не только мост через реку Бира, но и мост через реку Щукинка, потому что весь большегруз в основном ездит из Хабаровска в Ленинское. Вы же видите, что у вас все работает некорректно, закройте эту «лавочку», перенесите ее, дайте городу развиваться! А вы придумали себе, мост рухнет. Да не рухнет он. Повысьте грузоподъемность, да и все. Сделайте заключение нормальное. 25 лет мост стоял, не было необходимости это обсуждать никогда, а тут вдруг она возникла!».
Иван Проходцев: «Передайте дорогу городу и решите эту ситуацию. Поймите, за нашей спиной стоят люди. Нам надо выживать. Определитесь, вы за Еврейскую автономную область или за Хабаровский край? Как мы будем работать, если сегодня чиновники правительства области отстаивают интересы хабаровских предпринимателей, которые на нас зарабатывают? Где такое видано, скажите мне, 10% в бюджет, а 90% предпринимателю?».
Кстати, концессионное соглашение, заключенное с ООО «Безопасные дороги» в соотношении 90% на 10%, вызывает большие подозрения и у других предпринимателей.
Сергей Абрамов: «Николай Михайлович [Канделя — прим ред.], дайте прокуратуре задание проверить законность проведенного аукциона. Только в Биробиджане такое соотношение 90% — предпринимателю, 10% — в бюджет. Хотя в аукционе участвовала и другая фирма, она предлагала соотношение 80% на 20% и даже была готова уменьшить свой процент. Почему в Чечне соотношение 50% на 50%, а у нас 90% на 10%? С моей точки зрения, вы сами создали такую ситуацию, поставив «рамку» и дав возможность зарабатывать сумасшедшие деньги. Все строительство «Безопасных дорог» обошлось в 180 млн рублей. Они эту сумму окупили за два месяца. На встречу в гостинице «Бира» пришли 60 предпринимателей, и мы посчитали, что общая сумма штрафов на всех — 100 миллионов рублей. Поэтому вопрос надо решать кардинально. Хорошо, мы заплатим штрафы, но тогда бизнес будет полностью ликвидирован. А это налоги, это развитие ЕАО. Кто из инвесторов придет в Биробиджан?».
Однако, несмотря на все доводы предпринимателей, чиновник областного правительства Евгений Турбин продолжал стоять на своем.
Евгений Турбин: «Вот вы предлагаете перенести «рамку», как здесь быть? В отношении управления автомобильных дорог и транспорта очень жестко проводились проверки, потому что мы не можем обеспечить сохранность дороги. Там причинен ущерб порядка 100 млн рублей. Мы сегодня пытаемся дорогу восстановить. То, что было, мы утратили за 2 года. Приведу пример: когда работал передвижной пункт весогабаритного контроля, никто не ездил, а когда его убирали — все ездили. Сегодня вы просите перенести рамку за пределы города. А для чего? Основания? Чтобы вы могли нарушать весовое законодательство. Я должен обеспечить соблюдение законодательства, что мы и пытаемся сделать».
Голос из зала: «Вы Биробиджан спасаете этой рамкой?».
Евгений Турбин: «Сегодня нет никаких врагов. Мы просто обеспечиваем исполнение федерального законодательства. Если что-то в нем не в порядке, то это может быть конструктивной беседой. Может даже будет какая-то законодательная инициатива. Сегодня существует законодательство, мы обязаны его исполнять».
Владимир Фишман (депутат Заксобрания ЕАО): «Ну так это же вы поставили, дали разрешение. Ошиблись, надо убрать. Хотя бы полгода дайте, чтобы люди приучились. Грузоперевозчики должны удостовериться, что все замеры точные. А если у вас бардак, так разберитесь в этом. Так же не должно быть».
Евгений Турбин: «Я то, что хотел — сказал. Спасибо».
Сергей Абрамов: «Евгений Николаевич, мы же не просим нарушать законодательство. Мы просим перенести «рамку» на другой участок. Поставьте на региональной дороге, вы ничего не нарушите, и город не будет разделен. Сейчас чтобы проехать — нужно взять разрешение. А если, не дай Бог, какая-то авария, люди звонят в 12 ночи? Получается, поедешь, а тебе штраф полмиллиона».
Евгений Турбин: «У нас два моста на региональных дорогах рухнули. Просто из-за нарушения эксплуатации. Возите грузы запредельные».
Голос из зала: «Это по вашим весам. Везу груз на миллион, а получил штрафов на 15 миллионов. Как это сопоставить?».
Евгений Турбин: «Вы не рассчитали свои финансовые риски».
Голос из зала: «Это уже не смешно».
Кроме того, от «рамки» страдают не только предприниматели, но и коммунальщики. Как рассказал руководитель МУП «Водоканал» Руслан Чулков, выезды на устранение коммунальных аварий за новый мост обошлись еле-еле сводящему концы с концами МУПу в 4,5 млн рублей штрафов. Мораторий на работу пункта весового контроля предприятию не дают. Между тем, в силу бедственного положения у «Водоканала» нет ни экскаваторов, ни прочей техники для устранения аварий. Поэтому они вынуждены обращаться за помощью к предпринимателям, а те, по уже известной читателю причине, вынуждены МУПу отказать. Куда же такое годится? Не ровен час, в городе может и коммунальный коллапс случится.
Руслан Чулков (руководитель МУП «Водоканал»): «Все про предпринимателей да предпринимателей идет разговор. А про коммунальщиков кто-то пытался сказать? Три месяца уже идет работа. Господин Турбин, когда нам, наконец-то, иммунитет сделают? Когда грянет катаклизм какой-то? Нас никто не защищает, нас область тарифами убивает, но, тем не менее, мы тихим сапом три протокола на 750 тысяч уже отбили и отобьем все остальные. Не надо улыбаться. Мы пойдем и дальше, дойдем и до Верховного Суда».
«У нас сейчас основное занятие будет – это ходить по судам», — хором сказали предприниматели. Именно на такой ноте завершилось заседание.
Так к чему приведет это «противостояние»? К одному из двух: либо чиновники правительства ЕАО, наконец-то, очнутся от «сладких грез» и встанут на защиту местных предпринимателей, либо с бизнесом в Биробиджане будет покончено.
Светлана Сергеева
фото: «@»