Больше всего жалоб поступает по вопросам качества оказания бытовых услуг. Об этом рассказали интернет-газете «Время Биробиджан@» в Управлении Роспотребнадзора по ЕАО.
Всего за 9 месяцев 2020 года в Управление поступило 308 письменных обращений по вопросам защиты прав потребителей, что на 56% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Такое снижение возможно связано с введением ограничительных мероприятий, направленных на недопущение распространения коронавируса. При этом на 18% увеличилось число обращений, поступивших на «Горячую линию» Управления.
Анализ поступивших письменных обращений указывает на рост количества обращений о нарушениях прав потребителей в сфере оказания услуг, удельный вес таких обращений составил 73,7%. И только 26,3% потребителей обращались по вопросам нарушений в розничной торговле непродовольственными товарами.
Из обращений, касающихся нарушения прав потребителей в сфере услуг, первое место занимают обращения по вопросу качества оказания бытовых услуг, на втором – услуги связи, на третьем — качества оказания медицинских услуг и деятельность финансовых организаций.
В секторе торговли отмечен заметный рост жалоб на деятельность магазинов, осуществляющих продажу товаров по образцам. В частности, люди жалуются на нарушение договорных сроков поставки мебели, а также на нарушения при продаже товаров дистанционным способом (нарушение интернет-магазинами сроков доставки товаров, несоответствие товара параметрам заказа по комплектации, количеству, цвету и т.д.).
Все заявители получили разъяснения законодательства и алгоритмы действий, в том числе при защите их нарушенных прав в суде. Часть обращений была переадресована по подведомственности в другие органы.
При выявлении возможных нарушений прав потребителей, не несущих за собой потерей со стороны потребителя, Управлением в соответствии с положениями Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» выдано 26 предостережений о недопустимости указанных нарушений закона, необходимости принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В случае необходимости Управление помогает в составлении претензий в адрес хозяйствующих субъектов. За 9 месяцев 2020 года составлено 150 таких претензий, что позволило урегулировать споры в досудебном порядке. Тем не менее, в целях защиты прав конкретного потребителя Управлением в 2020 году подано 2 иска в судебные органы.
В первом случае Управление обратилось в суд с исковым заявлением в интересах конкретного потребителя о взыскании денежных средств по договору оказания туристических услуг, неустойки и компенсации морального вреда, поскольку при заключении договора об оказании туристических услуг были нарушены существенные условия договора. Решением Биробиджанского районного суда исковые требования Управления частично удовлетворены.
Во втором случае Управление обратилось в Мировой суд в интересах конкретного потребителя с исковым заявлением о возложении обязанности заменить товар, взыскании убытков и компенсации морального вреда по факту предоставления некачественного товара (угля) вследствие чего товар не может быть использован по назначению. Мировой суд в удовлетворении исковых требований отказал. Управлением Роспотребнадзора по ЕАО на решение Мирового судьи подана апелляционная жалоба. Решением Биробиджанского районного суда решение Мирового судьи отменено, исковые требования Управления Роспотребнадзора по ЕАО удовлетворены.
Всего сумма присужденных денежных средств в пользу потребителей составила 346481,40 руб., в том числе в качестве компенсации морального вреда – 15 тыс. руб.
фото: pixabay.com