Книга — особый мир, дорога в который доступна каждому. Исследования литературоведов и критиков помогают лучше понимать художественные произведения и убедительно доказывают, что устное народное творчество — это очень серьезное явление, достойное внимания не только детей, но и взрослых.
«Поэтика романов Л.Н. Толстого», В.Г. Одиноков
В книге подробно рассматриваются три романа Л.Н. Толстого: «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение». Автор анализирует принцип художественного ансамбля. Не остаются в стороне психологические аспекты проблем, поднятых в романах. Подробно рассматривается характер исторической эпохи, в которую создавал свои произведения Л.Н. Толстой. Творческая индивидуальность Л.Н. Толстого занимает немалое место в процессе анализа произведений и автор доказывает органичную связанность ее с сюжетами романов. Не остается в стороне от анализа и художественная структура романов. Книга помогает лучше понять сюжеты романов. Проясняет не совсем ясные места произведений, комментирует скрытые мотивы поступков основных героев, позволяет глубже погрузиться в атмосферу произведений.
«Судьба человека», М.А. Шолохов
Рассказ основан на реальных событиях. Главный герой прошел всю Великую Отечественную войну. Война лишила его родного дома и семьи. Но бои отгремели, началась мирная жизнь. Главный герой случайно встречает мальчика круглого сироту. Пожалев сироту и почувствовав в нем родственную душу, главный герой выдает себя за его отца и забирает мальчика к себе. Потеряв всех родных в период войны, главный герой неожиданно обретает новую семью в лице сироты.
Рассказ был экранизирован в 1959 году.
«Мужик, медведь и лиса», А.Н. Афанасьев
Сказка из сборника «Русские детские сказки». Многим эта сказка знакома под названием «Вершки и корешки».
Народная смекалка позволяет мужику обманывать не слишком сообразительного медведя. Медведь постоянно остается с тем, что ему не нужно, а мужик сохраняет урожай. Но медведь, поняв, что стал жертвой обмана, дает зарок — заломать мужика, когда тот поедет в лес за дровами. По народным поверьям медведь является полноправным хозяином леса и своим зароком обрекает мужика на верную смерть зимой от холода. Сказка явно была создана в период, когда народное сознание преодолевало остатки тотемизма и окончательно с ними прощалось. Медведь — тотем славян и его покровительство явилось одним из факторов, которые позволили славянам оформиться как нация. На протяжении длительного периода времени формирования национального самосознания трудно себе было представить, чтобы кто-нибудь из народа не то, что не оказал должное почтение и уважение своему тотему, а попытался его обвести вокруг пальца, как это происходит в сказке.
Но вернемся к сюжету. Мужик долгое время пытался обойтись без дров, чтобы не попадаться медведю. Он сжег в печи все, что можно было, и тут ему на выручку приходит еще один типичный персонаж русских сказок — лиса. Заключается своего рода договор. Лиса, за определенную плату берется избавить мужика от разгневанного медведя и его мести. Лиса держит свое слово, а вот мужик нарушает договор. Лиса — один из представителей духов леса, которому в древние времена славяне относились с почтением, но у которого с течением времени роль приобрела больше негативный оттенок. Мужик, по сути, совершает моральное преступление, нарушает данное лисе обещание. И нас с детства приучают поступать так, как мужик. Происходит нивелирование понятий добра и зла, обман и нарушение договора возводятся в ранг добродетелей.
Заканчивается сказка неосмотрительным поступком лисы, приводящим ее к гибели. Такой финал можно расценивать, как аллегорию на то, что в человеке все является важным, недооцененность какой-либо части может привести к гибели всего человека.
фото: pixabay.com