Три жемчужины русской литературы. Произведения, которые никого не оставят равнодушными. Ситуации, описанные в них, до сих пор не теряют своей актуальности и знакомы буквально каждому.
«Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн», Л.Н. Толстой
В рассказе остро поднимается проблема взаимоотношений между людьми. И не просто проблема простого человеческого общения, а проблема взаимоотношений, осложненных социальным общественным расслоением. Подспудно одним из течением проблемы является проблема противостояния талантливого человека и общества. Автор задается вопросом: «Так зачем же они лишают себя одного из лучших удовольствий жизни, наслаждения друг с другом, наслаждения человеком?» В рассказе акцентируется внимание на несправедливом устройстве общества, на делении на бедных и богатых, на развращении человеческой души богатством и потери способности сопереживать и хотеть принимать участие в судьбе тех, кому повезло значительно меньше. Выслушав пение бродячего музыканта, богатые постояльцы фешенебельного отеля единодушно отказываются бросить артисту хоть какое-нибудь подаяние. Столкнувшись с такой вопиющей несправедливостью, с человеческой неблагодарностью, герой пытается своим поведением заставить окружающих взглянуть на произошедшее по-другому, взглянуть так, как он сам смотрит на эту ситуацию и увидеть себя в неблаговидном свете. Но все его попытки тщетны. И герою остается только погрузиться в рефлексию.
«Левша. Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе», Н.С. Лесков
Легенда, записанная Лесковым со слов старого оружейника. В повести выдуманные события тесно переплетаются с реальными историческими событиями и подчас тяжело отделить выдумку от правды. Повесть является, по сути своей, сатирой на политическое устройство России эпохи императора Александра I и далее, вплоть до эпохи царствования императора Николая I. Инертность и косность государственных чиновников, которые ставят свои личные интересы превыше государственных. Не желание способствовать прогрессу, боязнь перемен, боязнь лишиться теплого и насиженного места приводит к катастрофическим последствиям. Например, в повести не желание прислушиваться к голосу разума, не желание вникать в создавшееся положение тех, от кого зависит многое, приводит к поражению русской армии в Крымской войне. Резко негативное отношение русского чиновничества к простому человеку приводит к колоссальным человеческим жертвам в масштабе империи. Нелепое противостояние умельца левши и государевых слуг выглядит на сегодняшний день уже вполне архитипично. Это губит не только отдельно взятые человеческие жизни, но и отрицательно сказывается на развитии страны и общества в целом. И несмотря на особый авторский стиль изложения, приближенный к анекдотичному, после смеха в душе остается горький осадок от понимания того, что ситуация типична и в современном обществе.
«Штабс-капитан Рыбников», А.И. Куприн
Разгар русско-японской войны. Население напугано происходящим. Сознание обывателя, подстегиваемое царящими слухами и домыслами, готово видеть шпиона буквально в каждом, кто хоть чем-нибудь отличается или дает малейший повод для подозрений. Вот и главный герой, штабс-капитан Рыбников, похожий на японца и скорей всего являющийся таковым, вызывал подозрение буквально в каждом, кто встречался на его пути. Начиналось все в шутливом тоне. Случайные знакомые штабс-капитана в шутку периодически обращались к нему, называя его именами известных японских генералов. Но совпадение визуального восприятия характерной дальневосточной внешности и имени «врагов русской империи» со временем приводило к тому, что Рыбников начинал вызывать уже не шуточные, а серьезные подозрения в том, не является ли он действительно японским шпионом? Куприн так и не дает точного ответа на вопрос, действительно ли шпион был разоблачен и схвачен, или дьявольская фантасмагория, царящая в умах, напуганных войной и смертью людей, привела к помрачению мышления окружающих и Рыбников просто невинная жертва? Как-то все происходит карикатурно, не по законам жанров о шпионах. Не производит Рыбников впечатления человека, лавирующего между «своими» и «чужими» на вражеской территории. Единственный момент его «лавирования» — это эпизод на подоконнике, и то там лавирование происходит физически (ему просто не дают спрыгнуть, удерживая насильно), а не интеллектуально, или морально-нравственно, или в погоне за «ценными сведениями». На протяжении всего произведения нет ни одного эпизода, в котором бы Рыбников пытался вызнать какие-нибудь ценные сведения, чтобы их затем сообщить японцам. И не смотря на это, образ штабс-капитана Рыбникова принято рассматривать, как образ японского шпиона в русской литературе.
фото: pixabay.com